Общественное движение в 1861—1866 гг. Возникновение народничества. Три течения в народничестве - РЕФОРМА, ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)

Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс

Общественное движение в 1861—1866 гг. Возникновение народничества. Три течения в народничестве - РЕФОРМА, ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)

Цель урока: уяснить причину возникновения и составляющие части народничества.

Основное содержание: Власть и общественность: эволюция взаимоотношений. Кристаллизация политических течений: народничество.

Основные понятия: народничество.

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Становление народничества.

3. Направления народничества.

4. Основные идеи революционного народничества.

5. Ведущие организации народников.

Ход урока

1. Проверка знаний. Обсуждается один вопрос: по какому пути стал развиваться капитализм в сельском хозяйстве России после 1861 г.?

Затем проверка заполнения данных по России в таблице «Пути развития капитализма в сельском хозяйстве».

2. О становлении народничества в 1860—1870 гг. учитель сообщает с помощью схемы:


РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1860—1870 гг.






Тайный кружок Н. Ишутина, С. Нечаева. Террор

«Народная расправа», Петербург

«Большое общество пропаганды»

Н. Чайковского, Петербург, Москва




А. И. Герцен, Н. П. Огарев «Колокол»

Н. Г. Чернышевский «Земля и воля»


3. Идейные течения и лидеры в народничестве.


                                                 

Бунтарское (анархическое) (М. Бакунин)

Пропагандистское (П. Лавров)

Заговорщическое (П. Ткачев)

Социальная революция — крестьянский бунт. Государство — источник эксплуатации, поэтому его необходимо уничтожить, вместо него — союз самоуправляющихся общин

Длительная пропагандистская работа интеллигенции среди крестьянства в рамках подготовки социальной революции

Захват власти путем заговора группы революционеров. Крестьяне не способны осознанно подняться на бунт


4. Основные идеи революционного народничества излагаются учителем и записываются восьмиклассниками в виде опорного конспекта:

• Капитализм в России — явление чуждое, насаждаемое «сверху»,

• У России особый путь исторического развития.

• Самодержавие в стране не имеет социальной опоры.

• Будущее России — социализм, прийти к которому можно, минуя капитализм.

• Ячейка социализма в стране — крестьянская община.

• Руководящая сила крестьянства — партия революционеров- профессионалов.

5. Вопрос можно изучать путем самостоятельной работы учащихся с учебником или беседы учителя с классом и записи в рабочую тетрадь опорной таблицы:


«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» (1876-1879)


                                                                                                                                                                    

Организаторы и активисты

Программа

Тактика

Г. Плеханов, братья Михайловы,

    

В. Фигнер,

    

С. Перовская и др.

Земля тем, кто ее обрабатывает с правом общинного пользования. Политические права и свободы. Отказ от захвата политической власти

Пропаганда революционных социалистических идей в крестьянской среде с целью создания опорных пунктов восстания на селе


    

РАСКОЛ «ЗЕМЛИ И ВОЛИ» В 1879 г.

    

«Народная воля»

«Черный передел»

Вожди

А. Михайлов, А. Желябов, С. Перовская

Г. Плеханов

Тактика

Индивидуальный террор с целью свержения самодержавия в России

Хождение в народ как необходимость подготовки к социальной революции. Отказ от политической борьбы

Дела

Убийство Александра II 1 марта 1881 г.



Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 23—24; в классах с высоким уровнем знаний таблицы, приведенные в вопросах 3 и 5, можно предложить для самостоятельного заполнения школьниками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]