Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков
РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА — СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.
Цели урока:
Образовательная: раскрыть причины кризиса культуры в начале ХХ в.; рассмотреть основные формы искусства начала века — модернизм и социалистический реализм.
Развивающая: дать оценку роли науки в формировании общественного сознания и массовой культуры.
Воспитательная: формирование стремления к овладению накопленных человечеством знаний и духовных ценностей, заключенных в науке, культуре, литературе и искусстве.
Итоговый урок. Развитие культуры, науки и техники в ХХ в.
План урока:
1. Общественное сознание и массовая культура в начале ХХ в.
2. Развитие науки и техники в ХХ в.
3. Период расцвета культуры и науки в ХХ в.
В своем вступительном слове учитель обращает внимание учащихся на этапы социально-политического развития мира:
1914—1945 гг. — начало социально-политического кризиса индустриального общества;
1946—1975 гг. — развитие и углубление социально-политического кризиса индустриального общества.
После 1975 г. начался поворот к построению постиндустриального общества.
Современная эпоха — эпоха расцвета всемирной цивилизации.
Подчеркивая преобразование культуры в общественную потребность, нужно раскрыть влияние науки и техники на общественный прогресс. В процессе изложения материала можно использовать схему 14.
Схема 14
Рассказывая о сосуществовании сторонников модернизма и социалистического реализма в ХХ в., учитель подчеркивает, что этот период был важной вехой в формировании массовой культуры. Наука стала одним из мощных факторов общественного развития и средством воздействия на общественное сознание. Нужно обратить особое внимание учащихся на тот факт, что наука стала двигателем мировой цивилизации.
В следующей подтеме нужно подчеркнуть, что с 70-х годов ХХ в. начался новый этап в развитии науки (схема 14). Задание учащимся: заполнить табл. 27, 28.
Таблица 27
Развитие науки и техники за годы советской власти |
Развитие науки и техники в современную эпоху |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
Таблица 28
Советские и казахстанские ученые |
Названия трудов |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
Проверка работы учащихся, оценка их знаний.
Заключение. На исходе ХХ в. распался СССР — связующая опора мировой системы социализма. Наступил конец тоталитарного режима. В мире укрепилась рыночная капиталистическая экономика. В результате заложен фундамент единой мировой цивилизации, которая должна стать гарантом равноправия всех народов и торжества международного права.
Домашнее задание: прочитать § 31; ответить на вопросы в конце параграфа.