Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1900—1916 гг. - РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.
Цель урока: повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии России в 1900—1916 гг.
1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель будет проводить беседу.
1. Каковы особенности развития российской экономики начала XX в.?
2. В чем заключалось своеобразие социальной структуры российского общества начала XX в.?
3. Дайте характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Вокруг какого вопроса развернулась наиболее острая борьба между властью и обществом?
4. Какие изменения произошли в политической системе государства в период первой русской революции? В чем вы видите достоинства и недостатки российского парламентаризма начала века?
5. Какую эволюцию претерпела русская внешняя политика с 1898 по 1914 г.? Как вы думаете, могла ли Россия избежать военных столкновений с Японией и Германией? Как отразились эти войны на внутреннем положении страны?
6. Какие обстоятельства не позволили России прочно встать на путь реформ?
7. Каковы характерные черты русского культурного ренессанса начала XX в.?
2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам.
1-й вариант
1) Определите основные противоречия в экономической, политической и социальной сферах, присущие Российской империи начала XX в.
Укажите даты следующих событий:
Проведение денежной реформы —
Подписание Портсмутского мира —
Созыв I Государственной думы —
Принятие указа, разрешающего крестьянам выходить из общины и получить надел в личную собственность —
Вступление России в первую мировую войну —
2) Укажите фамилии политических деятелей:
Министр внутренних дел в 1902—1904 гг. —
Теоретик «полицейского социализма» —
Лидер Конституционно-демократической партии —
Председатель II Государственной думы —
Главнокомандующий русской армией в 1914 г. —
2-й вариант
1) Какие проблемы были в центре политической борьбы русского общества? Сопоставьте взгляды представителей различных политических течений на проблему реформирования политической системы Российской империи.
Укажите даты следующих событий:
Образование Партии социалистов-революционеров —
Начало Русско-японской войны —
Публикация Манифеста с обещанием ввести в России основные демократические права и свободы —
Роспуск II Государственной думы —
Брусиловский прорыв —
2) Укажите фамилии политических деятелей:
Первый председатель Совета министров —
Лидер партии Союз 17 октября —
Председатель I Государственной думы —
Руководитель боевой организации ПСР —
Главнокомандующий русской армией в 1916 г. —
3-й вариант
1) Как вы понимаете выражение, введенное в обиход режиссером С. Говорухиным, «Россия, которую мы потеряли»? Опишите, какую Россию и почему мы потеряли.
Укажите события, соответствующие каждой из приведенных ниже дат:
9 января 1905 г. —
11 декабря 1905 г. —
27 апреля 1906 г. —
3 июня 1907 г. —
1 сентября 1911 г. —
2) Укажите фамилии политических деятелей:
Министр внутренних дел, по имени которого получила название законосовещательная Дума, —
Руководитель русской делегации на мирных переговорах России и Японии в Портсмуте —
Лидер правых в I, III, IV Думах, один из участников убийства Распутина —
Председатель III и IV Государственных дум —
Главнокомандующий русской армией в период войны с Японией —
3-й вариант урока: учащиеся заранее готовят и защищают рефераты (памятку «Как писать реферат» и образцы его защиты можно найти в кн.: Вяземский Е. Е., Стрелкова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. — М., 1997. — С. 171—174).
Примерные темы рефератов
1. Экономическое развитие России в начале XX в.
2. Политический портрет Николая II.
3. Реформаторская деятельность С. Ю. Витте.
4. Жизнь и быт основных слоев населения России начала XX в.
5. Революция 1905—1907 гг. и ее роль в российской истории.
6. Первый опыт российского парламентаризма.
7. П. А. Столыпин: судьба реформатора.
8. Столыпинская аграрная реформа.
9. Кооперативное движение в России в начале XX в.
10. Россия в системе международных отношений в начале XX в.
11. Русско-японские отношения в начале XX в.
12. «Распутинщина».
13. Россия в годы Первой мировой войны.
14. Мой город (деревня, село) в начале XX в.
Рекомендуем использовать карты, помещенные на вклейке в 5-м издании учебника, в «Школьном атласе по истории России» (Просвещение, 1997), в «Атласе отечественной истории XX века» (Роскартография, 1994 г., 1996 г.), а также другие тематические карты, имеющиеся в историческом кабинете. n lang="ru" xml:lang="ru">Задание на дом. § 11 и вопросы к нему. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.