Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВОЙНЫ - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)
Цель урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки.
Основные знания: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы.
Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 34); хрестоматия; таблица; карты «Великая Отечественная война Советского Союза (19. 11. 1942 г. — 9. 05. 1945 г.)», «Разгром немецко-фашистских войск под Курском».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно провести проверочное тестирование.
Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?
а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.
б) включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление;
в) это были происки врагов народа.
Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации?
а) А. Н. Косыгин;
б) А. И. Микоян;
в) Н. М. Шверник.
Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Были отменены выходные дни;
б) был установлен 10-часовой рабочий день;
в) директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа;
г) была введена трудовая мобилизация населения;
д) был разрешен детский труд с 10-летнего возраста.
В каком году СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции?
а) В конце 1942 г.;
б) в середине 1943 г.;
в) в начале 1944 г.
Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Восстановлено патриаршество;
б) восстановлены епархии, открыты храмы;
в) отменен закон об отделении церкви от государства;
г) разрешена деятельность священников на фронте.
Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!»?
а) А. Дейнека;
б) Б. Ефимов;
в) И. Тоидзе.
Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А. Суркова к жене?
а) «Землянка»;
б) «Темная ночь»;
в) «В лесу прифронтовом».
Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?
а) А. Твардовский;
б) К. Симонов;
в) С. Михалков.
Кто является автором музыки песни «Священная война»?
а) А. Александров;
б) Н. Богословский;
в) В. Соловьев-Седой.
Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции?
а) Массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад;
б) подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог;
в) уничтожение высших чинов гитлеровской армии.
Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) П. П. Вершигора;
б) С. А. Ковпак;
в) П. М. Машеров;
г) Д. Н. Медведев;
д) Ф. И. Толбухин;
е) А. Ф. Федоров.
План изучения нового материала
1. Разгром немецких войск под Сталинградом.
2. Начало массового изгнания захватчиков с родной земли.
3. Битва на Курской дуге.
4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
1. В начале своего рассказа учитель может предложить учащимся выполнить задание 1 (вып. 2, с. 68) в рабочей тетради. В ходе рассказа учитель показывает на карте направления ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна. Учащиеся могут выполнять работу с контурной картой (задание 2 на с. 69 в рабочей тетради, вып. 2) или заполнять таблицу «Коренной перелом в ходе войны»:
Дата |
Сражение |
Результаты и значение сражения |
В заключение проводится обсуждение логического задания и поясняется суть понятия «коренной перелом».
2. Второй вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника, показывая на карте направления зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга».
3. Третий вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя, работу с картой, выполнение заданий 4 (вып. 2, с. 70—71), 5 (вып. 2, с. 72) в рабочей тетради и заполнение таблицы. В ходе рассказа учителя учащиеся могут работать с контурной картой (задание 7 на с. 74—75 в рабочей тетради, вып. 2).
В заключение можно обсудить вопрос: как вы считаете, почему Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
4. Четвертый вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, читая текст учебника, работая с картой и заполняя таблицу. Для закрепления нового материала можно провести исторический диктант (задание 6 на с. 73 в рабочей тетради, вып. 2).
В заключение урока учитель проводит беседу: в чем заключался коренной перелом в ходе войны? Какими факторами он был предопределен? Почему стал возможен?
Задание на дом. § 34 и вопросы к нему. Задания 1 (с. 55), 5 (с. 57—58), 7 (с. 60) в рабочей тетради (вып. 2).