Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)
Цель урока: повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.
1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель проводит беседу.
1. Расскажите о советско-германских отношениях накануне Второй мировой войны. Какие точки зрения на эту проблему существуют в современной науке и публицистике? Какая вам представляется наиболее объективной и почему? 2. Какие точки зрения существуют на проблемы внезапности нападения Германии и готовности СССР к войне? Обоснуйте свое собственное мнение по этим вопросам. 3. В чем вы видите причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы войны? 4. Какими способами советское руководство пыталось переломить неблагоприятный для Красной Армии ход военных действий в 1941—1942 гг.? Дайте оценку сталинским приказам № 270 и 227. 5. Подготовьте сообщения о военных и трудовых подвигах ваших земляков в годы Великой Отечественной войны. Расскажите о своих родных и близких, сражавшихся на фронте или работавших в тылу. 6. Каковы причины победы СССР в Великой Отечественной войне? Каково значение разгрома фашизма советским народом для судеб своей страны и всего мира? Какова цена и итоги нашей победы?
2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам.
1-й вариант
1) Каковы причины, характер и особенности Великой Отечественной войны? Какие точки зрения на эти проблемы вам известны?
2) Укажите даты следующих событий:
Советско-англо-французские переговоры в Москве —
Советско-финская война —
Присоединение Прибалтики к СССР —
Создание антигитлеровской коалиции —
Завершение коренного перелома в ходе войны —
3) Укажите фамилии государственных и военных деятелей:
Нарком иностранных дел СССР в годы Второй мировой войны —
Председатель Государственного комитета обороны —
Командующий Западным фронтом в начальный период Великой Отечественной войны —
Командующий войсками Сталинградского фронта —
2-й вариант
1) Каковы причины победы Советского Союза в войне с Германией? Какие точки зрения на эту проблему вам известны?
2) Укажите даты следующих событий:
Начало контрнаступления советских войск под Москвой —
Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом —
Завершение перевода экономики страны на военные рельсы —
Тегеранская конференция союзных держав —
Открытие второго фронта в Европе —
3) Укажите фамилии политических и военных деятелей:
Заместитель Верховного Главнокомандующего —
Начальники Генерального штаба в годы войны —
Руководители партизанских соединений и отрядов —
Советские авиаконструкторы военных лет —
Председатель Президиума Верховного Совета СССР —
3-й вариант
1) Каковы основные этапы складывания антигитлеровской коалиции? Как бы вы охарактеризовали вклад союзников в достижение победы? Какие точки зрения на эту проблему вам известны?
2) Укажите события, соответствующие приведенным ниже датам:
22 июня 1941 г. —
5 декабря 1941 г. —
19 ноября 1942 г. —
6 ноября 1943 г. —
8 мая 1945 г. —
9 мая 1945 г. —
2 сентября 1945 г. —
3) Укажите, чем прославились эти люди в годы войны: П. М. Гаврилов; Н. Ф. Гастелло; В. Г. Клочков; М. И. Кошкин; К. М. Симонов; А. В. Александров; Д. Д. Шостакович; И. М. Тоидзе.
3-й вариант урока: проведение «круглого стола».
Примерные темы для обсуждений:
1) СССР, Германия и западные демократии в начальный период Второй мировой войны.
2) Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера?
3) Власть и общество в годы Второй мировой войны.
4) Советская система: тормоз или залог успеха в войне?
5) Генерал Власов: борец с режимом или предатель?
6) Причины и смысл сталинской депортации.
4-й вариант урока: проведение занятия по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны».