УЖЕСТОЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ - СССР В 1945—1953 ГГ.

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

УЖЕСТОЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ - СССР В 1945—1953 ГГ.

Цель урока: выявить взаимосвязи и взаимозависимости внутриполитических процессов в СССР с послевоенной внешней политикой советского руководства; усвоить суть радикальных перемен, происшедших в мире в результате победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне; понять причины обострения взаимоотношений между СССР и западными странами; уяснить изменение положения СССР в мире в результате победы; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.

Основные знания: истоки и сущность «холодной войны»; экспорт сталинской модели общественного устройства; отношения СССР с западными странами, международным коммунистическим и рабочим движением.

Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; ялтинско-потсдамская система международных отношений; Коминформ.

Работа с исторической картой: уметь показать основные территориальные изменения, происшедшие в мире в результате победы стран антигитлеровской коалиции.

Основные даты: 17 июля — 2 августа 1945 г. — Потсдамская конференция; март 1946 г. — фултонская речь У. Черчилля; февраль 1947 г. — доктрина Г. Трумэна; 1947 г. — план Маршалла; 1948 г. — советско-югославский разрыв; 1949 г. — образование НАТО; 1950—1953 гг. — война в Корее.

Основные персоналии: В. М. Молотов; Г. Димитров; Б. Берут; И. Броз Тито.


В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить характер территориальных изменений, происшедших в мире в результате Второй мировой войны.

При объяснении нового материала акцент делается на причинах, побудивших лидеров стран антигитлеровской коалиции отказаться от сотрудничества сразу после окончания войны. Учащимся предлагается в порядке дискуссии обсудить вопрос о сущности, хронологических рамках и «виновниках» развязывания «холодной войны». При этом следует особое внимание обратить на различие подходов историков и современников.

Для выявления причин расхождения стран-союзников по антигитлеровской коалиции можно использовать довольно яркую характеристику, приведенную в воспоминаниях П. А. Судоплатова «Разведка и Кремль» (М., 1996. — С. 263).

При раскрытии содержания второго пункта параграфа следует обратить особое внимание учащихся на причины победы народно-демократических режимов в странах Восточной Европы и Азии. При раскрытии третьего вопроса параграфа главное внимание обращается на вопрос о войне в Корее и той роли, которую в ней играли США и СССР. Для прояснения сути проблемы можно, в частности, использовать «Воспоминания» Н. С. Хрущева (М., 1997. — С. 437—438).

При объяснении материала о позиции СССР в отношении послевоенной Германии рекомендуем использовать воспоминания руководителя разведки ГДР М. Вольфа «Игра на чужом поле» (М., 1998. — С. 44—50).

Стоит подробно сказать о тех уроках и выводах, к которым пришли сами политики после первых лет «холодной войны». Главным было осознание ими того факта, что от жесткой внешней политики не выиграет никто, а в случае ее продолжения «холодная война» вполне может перерасти в «горячую», термоядерную. Понимание этого проявилось в полной мере в позиции не только нового президента Д. Эйзенхауэра, но и новых лидеров СССР, пришедших на смену умершему И. В. Сталину.

В качестве контрольных вопросов и заданий по данной теме можно предложить следующие:

Первый уровень. Используя карту, опишите территориальные изменения, происшедшие в мире после окончания Второй мировой войны. Какие изменения, кроме территориальных, произошли в международной обстановке после окончания войны? Как, на ваш взгляд, изменились место и роль СССР в послевоенном мире? Как оценивало новую международную ситуацию руководство СССР? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

Второй уровень. Что такое «холодная война»? Можно ли говорить о «виновниках» развязывания «холодной войны»? Какие точки зрения существуют на хронологические рамки периода «холодной войны»? Какие точки зрения на проблему начала «холодной войны» известны вам? Чем можно объяснить усиление экспансионистских тенденций в советской внешней политике после окончания войны? Как вы думаете, можно ли считать экспортом в страны Восточной Европы советскую модель социализма? Почему просоветские режимы были установлены не во всех странах, где после войны находились советские оккупационные войска? Чем объясняется негативное отношение советского руководства к плану Маршалла? В чем причины перехода СССР и Запада от союзнических отношений к «холодной войне»? Как воспринимались и оценивались властями и общественностью стран Запада победа над фашизмом и перспективы послевоенного развития? Определите сущность понятия «ялтинско-потсдамская система международных отношений». Дайте определение понятия «мировая социалистическая система». Что такое социалистический лагерь? Что, на ваш взгляд, общего и отличного в двух приведенных выше понятиях? Почему во второй половине 40-х гг. восточно-европейские страны называли странами народной демократии, а затем социалистическими странами? Существует ли различие в понятиях «страны социализма» и «страны социалистического содружества»? Что такое Коминформ? Когда и почему он образован?

Третий уровень. Каковы основные положения речи У. Черчилля в Фултоне? Почему ее иногда считают началом «холодной войны»? Чем объяснить начало военного противостояния в Корее? Когда оно началось и чем закончилось? Когда и почему создан Совет Экономической Взаимопомощи? Какие страны он первоначально объединял?


Задание на дом. § 39 и вопросы к нему. Задания 3, 5 и 6 в рабочей тетради (вып. 2, с. 109—111).






Для любых предложений по сайту: [email protected]