Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
КОНСЕРВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА - СССР В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.
Цель урока: на конкретных примерах показать, что смена партийно-государственного руководства СССР в октябре 1964 г. означала и смену политического курса, откат от ряда демократических идей и начинаний Хрущева.
Основные знания: усиление позиций партийно-государственной номенклатуры; неосталинизм; усиление роли армии и органов безопасности; основные положения Конституции СССР 1977 г.
Основные понятия: ресталинизация; номенклатура; «октябрьский переворот» 1964 г.
Работа с историческими источниками: Отчетный доклад ЦК КПСС XXIII съезду КПСС; Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г.; воспоминания П. Е. Шелеста «...Да не судимы будете» (М., 1995. — С. 261, 268, 415, 421, 572); мемуары В. В. Гришина «От Хрущева до Горбачева» (М., 1996. — С. 30—56).
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.
Основные даты: октябрь 1964 г. — приход к власти Л. И. Брежнева; октябрь 1977 г. — принятие новой Конституции СССР.
Основные персоналии: Л. И. Брежнев; Н. В. Подгорный; А. Н. Косыгин; Ю. В. Андропов; М. А. Суслов; Д. Ф. Устинов.
Проблемы для дискуссии. Стабилизация политического режима в 60—70-е гг. и его «реанимация» в первой половине 80-х гг.: причины и взаимосвязь. Конституция СССР 1977 г.: новации и догмы.
Начать изучение нового материала можно с политической биографии нового лидера страны.
Леонид Ильич Брежнев (1906—1982) прошел богатый жизненный путь. Ремесленное училище и завод, служба в армии, комсомольская и партийная работа в довоенные годы. В условиях массовой чистки партийных кадров в 30-е гг. быстро выдвинулся по партийной линии, став секретарем обкома партии. В годы войны — начальник политотдела 18-й гвардейской армии, начальник политуправления фронта. В послевоенные годы — первый секретарь Запорожского и Днепропетровского обкомов КП Украины, первый секретарь ЦК КП Молдавии, секретарь ЦК КПСС. После смерти Сталина и кратковременной опалы благодаря поддержке Хрущева стремительно поднялся дальше вверх по ступеням партийной лестницы — первый секретарь ЦК КП Казахстана, секретарь ЦК КПСС и член Президиума ЦК. В 1960—1963 гг. — Председатель Президиума Верховного Совета СССР, а затем — второй секретарь ЦК КПСС. В 1964 г. стал одним из главных инициаторов и руководителей смещения Хрущева с руководящих постов в партии и государстве, заняв его место партийного лидера. С 1977 г. одновременно являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР.
По своим личным качествам Брежнев всегда был общительным и доброжелательным, добрым и мягким к родным и близким, вполне мог пойти навстречу тем, кто просил его о помощи и поддержке. Обладал чувством юмора, был интересным собеседником. Он не был злопамятным человеком. Любил прогулки на свежем воздухе, плавание. Даже в период тяжелой болезни в последние годы жизни мог проплыть в море более километра. Был страстным охотником и автолюбителем. Любил возиться с голубями. С интересом смотрел кинофильмы, особенно о войне.
Брежнев не был ни выдающимся теоретиком, ни блестящим организатором. И сам это понимал. По его выражению, главным в политической оценке своей личности он считал учет психологии людей и умение подобрать кадры. В тоталитарной системе эти качества для лидера были, безусловно, определяющими. Но своими данными, уровнем образования и культуры, авторитетом в партийно-государственном аппарате первоначально он походил не на лидера великой державы, а на время оказавшегося на этом посту секретаря обкома партии.
Позже, в начале болезни, Брежнев утратил чувство реальности происходящего, стал более подвержен откровенной лести, как дитя радовался многочисленным наградам и премиям, которые искренне воспринимал как всенародную оценку его труда. В результате к концу жизни Брежнев был награжден 122 орденами и медалями.
Для текущего контроля и проверки знаний учащихся можно предложить следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Когда и в связи с чем состоялось смещение Н. С. Хрущева с высших партийных и государственных постов? Кто стал новым лидером партии? Кто заменил Хрущева на посту главы правительства? Какие решения новое руководство приняло в области внутрипартийной жизни? В связи с чем выдвинут лозунг «За стабильность кадров!» и что он означал на практике? Как изменилась структура управления в первые годы после «октябрьского переворота» 1964 г.? В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л. И. Брежнева? Кто из деятелей культуры, науки выступал против неосталинизма? В чем проявилось усиление роли армии в жизни страны в 1964—1984 гг.? Чем можно объяснить усиление позиций органов госбезопасности после октября 1964 г.? Когда и в связи с чем была принята новая Конституция СССР? Какие идеологические подходы содержал новый Основной Закон Советского государства? Что нового было в разделах Конституции 1977 г. о государственном строе СССР? Какие новые социально-экономические права советских граждан гарантировала Конституция развитого социализма? В чем проявилось расширение прав общественных организаций по новой Конституции СССР? Как новая Конституция формулировала роль и место КПСС в политической системе советского общества? Дайте общую оценку брежневской Конституции СССР.
Второй уровень. Назовите объективные и субъективные предпосылки «октябрьского переворота» 1964 г. В каком направлении эволюционировала политическая система СССР в 1964—1984 гг.? На каких идеологических положениях и политических идеях строилась советская национальная политика в 1964—1984 гг.? Что вы можете сказать о Л. И. Брежневе — человеке и политике? Чем была вызвана третья волна эмиграции из СССР? Каковы, по-вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР? Назовите основные направления и этапы развития диссидентского движения в СССР в 1966—1980 гг. Почему новое руководство КПСС установило консервативный политический курс? Интересам каких социальных групп он отвечал и в чем нашел свое наиболее яркое проявление?
Третий уровень. Дайте общую оценку политического развития СССР в 1964—1984 гг. Почему этот период называют «золотым веком номенклатуры»? На конкретных примерах 1964—1984 гг. подтвердите или опровергните слова Н. С. Хрущева о том, что «боязнь критики и самокритики присуща уходящим классам и их политическим партиям». На основе известных вам документов постарайтесь определить, к чему призывали во второй половине 60-х гг. диссиденты — к уничтожению или обновлению существовавшего в стране общественно-политического строя.
Задание на дом. § 44 и вопросы к нему. Задания 4, 5 из рабочей тетради (вып. 3, с. 34—36).