РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА: «ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» - РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА: «ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» - РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства; сравнить столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами; уяснить причины, по которым начинания П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.

Основные знания: альтернативы общественного развития России в 1906 г.; думские аграрные проекты; содержание правительственной программы П. А. Столыпина; суть столыпинской аграрной реформы; развитие кооперативного движения.

Основные понятия: отруб; хутор; кооперация.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 7); хрестоматия; таблицы, карта «Российская империя в 1907—1914 гг. Аграрная реформа П. А. Столыпина».


Государственные думы России (1906—1917 гг.)


Дума

Время работы

Председатель

I Дума

27 апреля — 8 июля 1906 г.

Кадет С. А. Муромцев

II Дума

20 февраля — 2 июня 1907 г.

Кадет Ф. А. Головин

III Дума

1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.

Октябристы:
Н. А. Хомяков (ноябрь 1907 — март 1910),
А. И. Гучков (март 1910 — март 1911),
М. В. Родзянко (март 1911 — июнь 1912)

IV Дума

15 ноября 1912 г. — 1917 г.

Октябрист М. В. Родзянко


Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания и выполнения отдельными учащимися заданий 3, 5, 6, 8 в рабочей тетради (вып. 1, с. 23—27). Можно провести проверочное тестирование для всего класса.

В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили название «большевики», потому что:

а) их было большинство на съезде;

б) они получили большинство при выборах в центральные органы партии;

в) они имели большинство в низовых партийных организациях.

Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП?

а) 1906 г.;

б) 1907 г.;

в) 1910 г.

Кто выдвинул проект «муниципализации» земли?

а) Большевики;

б) меньшевики;

в) кадеты.

Что из перечисленного входило в программу «муниципализации» земли (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Национализация всей земли в стране;

б) конфискация помещичьей земли;

в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;

г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д) передача земли в распоряжение местных органов власти.

Что из перечисленного входило в эсеровскую программу «социализации» земли (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Изъятие земли из товарного оборота;

б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;

в) передача земли в собственность государства;

г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д) конфискация помещичьей земли.

Какая политическая партия не включила в свою программу требования 8-часового рабочего дня?

а) Союз 17 октября;

б) Конституционно-демократическая партия;

в) Партия социалистов-революционеров.

Какая партия требовала в своей программе федеративного устройства государства?

а) РСДРП;

б) ПСР;

в) Конституционно-демократическая партия.

Какие идеи и требования входили в программу Конституционно-демократической партии?

а) Ликвидация самодержавия;

б) ограничение самодержавия парламентским демократическим органом;

в) право наций на самоопределение;

г) сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии;

д) введение демократических прав и свобод.

Какие идеи и требования входили в программу Союза русского народа?

а) Установление конституционной монархии;

б) сохранение и укрепление самодержавной власти;

в) Россия для русских;

г) созыв Государственной думы;

д) введение всеобщего избирательного права.

Кто из перечисленных ниже государственных деятелей России начала XX в. стал жертвой эсеровского террора (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович;

б) министр внутренних дел В. К. Плеве;

в) генерал-губернатор Петербурга Д. Ф. Трепов;

г) депутат Государственной думы М. Я. Герценштейн.

6 августа 1905 г. было опубликовано Положение об учреждении законосовещательной Думы, разработанное в Министерстве внутренних дел. Кто из министров руководил разработкой данного законопроекта?

а) А. Г. Булыгин;

б) П. А. Столыпин;

в) П. Н. Дурново.

Когда был принят закон о выборах в I Государственную думу?

а) 17 октября 1905 г.;

б) 11 декабря 1905 г.;

в) 20 февраля 1906 г.

Какие категории населения были лишены избирательных прав (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Женщины;

б) молодежь до 25 лет;

в) рабочие крупных промышленных предприятий;

г) военнослужащие;

д) чиновники.

Какие принципы были положены в основу российской избирательной системы?

а) Прямое участие в выборах всего населения;

б) равное участие в выборах всего населения;

в) куриальная система выборов;

г) многостепенная система выборов.

Что предусматривала статья 87 Свода Основных Государственных Законов Российской империи?

а) Право императора издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;

б) право императора на роспуск Думы по своему усмотрению;

в) право императора изменять избирательный закон.

20 февраля 1906 г. был опубликован указ Николая II о преобразовании Государственного совета. Какие изменения произошли в деятельности Государственного совета?

а) Стал верхней законодательной палатой;

б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной думы;

в) осуществлял контроль за исполнением решений Государственной думы.

Как менялся принцип комплектования членов Государственного совета по указу от 20 февраля 1906 г.?

а) Члены Государственного совета избирались всем населением страны;

б) члены Государственного совета избирались только представителями дворянского сословия;

в) половина членов Государственного совета избиралась элитарными организациями, половина назначалась императором.


План изучения нового материала

1. Альтернативы общественного развития России в 1906 г.

2. Деятельность I Государственной думы: ее аграрные проекты.

3. Личность П. А. Столыпина, его правительственная программа.

4. Суть аграрной реформы.

5. Третьеиюньский государственный переворот.

6. Переселенческая политика. Итоги столыпинской аграрной реформы.

7. Развитие кооперативного движения.

8. Одинокий реформатор.

9. Общественное развитие России в 1912—1914 гг.


1. Учитель коротко рассказывает о ситуации, сложившейся в стране к началу 1906 г., и задает учащимся вопросы: какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? По мере ответов учащихся учитель на доске чертит следующую схему:



2. Начиная со второго вопроса учащиеся заполняют таблицу «Думская деятельность» (рабочая тетрадь, вып. 1, задание 4, с. 24).


Дума

Время работы

Какие политические силы преобладали

Какие главные вопросы решала


В ходе рассказа учителя они также заполняют схему в задании 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 28). Рассказывая о думских законопроектах, учитель может использовать текст Проекта по аграрному вопросу, внесенный в I Государственную думу «Трудовой группой» 23 мая 1906 г. (Проект 104-х), помещенный в хрестоматии.

Рассказывая о роспуске Думы, учитель может спросить, имел ли император право распускать Думу. После объяснения нового материала учащиеся отвечают на вопросы: почему I Государственная дума была названа «Думой народных надежд»? Почему народ не ответил массовыми акциями протеста на роспуск Думы, как к тому призывали некоторые политические силы?

3. Перед рассказом о личности П. А. Столыпина и его программе реформирования России можно поставить перед учащимися вопрос: какие реформаторские идеи объединяли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина и в чем заключалось различие в их подходах к реформированию России?

Учитель может использовать текст указа «Об учреждении военно-полевых судов» от 19 августа 1906 г. и отрывок из правительственного сообщения, сделанного П. А. Столыпиным при вступлении на пост Председателя Совета министров, помещенные в хрестоматии.

4. Раскрывая суть столыпинской аграрной реформы, можно дополнить текст учебника отрывком из экономического обзора известного французского обозревателя начала XX в. Эдмонда Тери, помещенным в хрестоматии.

Обобщая изложенный материал, учитель спрашивает: как вы думаете, в чем заключался политический смысл аграрной реформы; какую социальную цель она преследовала? Какова была экономическая перспектива реформы?

5. Необходимо подчеркнуть, что указ от 9 ноября 1906 г., разрешающий свободный выход крестьян из общины, был принят после роспуска I Государственной думы по статье 87 Основных Государственных Законов Российской империи и подлежал утверждению во II Государственной думе. Далее учитель рассказывает о деятельности II Думы. Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Думская деятельность».

Рассказывая о событиях 3 июля 1907 г., учитель может использовать выдержки из Манифеста от 3 июня 1907 г. «О роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу», помещенные в хрестоматии. Затем он спрашивает: почему события 3 июня 1907 г. были восприняты как государственный переворот?

Далее учитель рассказывает о сути нового избирательного закона, об изменении состава III Государственной думы, об обсуждении в ней аграрной реформы. Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Думская деятельность».

6. Переселенческую политику учащиеся изучают самостоятельно и выполняют задание 7 (либо в письменной, либо в устной форме) в рабочей тетради (вып. 1, с. 32—33). Затем им предлагается обсудить проблему, можно ли считать, что переселенческая политика потерпела крах.

Рассказывая об итогах столыпинской аграрной реформы, учитель должен подчеркнуть, что существуют различные точки зрения по ее поводу (крах, небывалый успех, незавершенный характер). Он коротко характеризует каждую из них, и в процессе обсуждения вырабатывается общий подход к этой проблеме (он может и не совпадать с мнением авторов учебника, но обязательно должен быть обоснован).

7. Вопрос о кооперативном движении можно рекомендовать к самостоятельному изучению дома.

8. Вопрос целесообразно изучить методом обсуждения проблемных вопросов и заданий.

Задание 1. Сравните аграрные проекты, разработанные крестьянскими депутатами (трудовиками), с положениями столыпинского аграрного законодательства. В чем их принципиальные различия?

Задание 2. Можно ли согласиться с мнением известного монархиста В. В. Шульгина, что аграрная реформа П. А. Столыпина проходила под лозунгом «Все для народа — вопреки народу»? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3. Представьте себя на месте российского крестьянина периода столыпинской аграрной реформы. Как бы вы ответили на вопросы: почему вы не хотите выходить из общины? Почему вы возвратились назад из Сибири?

Задание 4. Представьте себя на месте либерального интеллигента, члена кадетской партии. Какие идеи и взгляды Столыпина являются для вас совершенно неприемлемыми?

Задание 5. Представьте себя на месте промышленного рабочего, члена революционной организации. Охарактеризуйте деятельность Столыпина, используя характерные для революционеров словесные обороты.

Задание 6. Сравните правительственную программу Столыпина с программами основных политических партий. Какая из них могла бы поддержать начинания П. А. Столыпина?

Задание 7. Прокомментируйте воспоминания В. Н. Коковцева, сменившего П. А. Столыпина на посту Председателя Совета министров:

«Императрица внимательно слушала меня и затем неожиданно остановила меня прикосновением руки и сказала по-французски: «Слушая Вас, я вижу, что Вы все делаете сравнения между собою и Столыпиным. Мне кажется, что Вы очень чтите его память и придаете слишком много значения его деятельности и его личности. Верьте мне: не надо так жалеть тех, кого не стало... Я уверена, что каждый исполняет свою роль и свое назначение, и если кого нет среди нас, то это потому, что он уже окончил свою роль и должен был стушеваться, так как ему нечего было больше исполнять. Жизнь всегда получает новые формы, и Вы не должны стараться слепо продолжать то, что делал Ваш предшественник. Оставайтесь самим собою, не ищите поддержки в политических партиях: они у нас так незначительны. Опирайтесь на доверие Государя — Бог Вам поможет. Я уверена, что Столыпин умер, чтобы уступить Вам место, и что это — для блага России».

Я записал буквально ее слова. Не знаю, верно ли выражали они ее мышление, но в ту минуту, как и теперь, мне было ясно одно: о Столыпине, погибшем на своем посту, через месяц после его кончины уже говорили тоном полного спокойствия, мало кто уже и вспоминал о нем, его глубокомысленно критиковали, редко кто молвил слова сострадания о его кончине».

(Коковцев В. Н. Из моего прошлого: Воспоминания. 1903—1919. — М., 1992. — С. 8.)

Задание 8. В одном из писем великий русский ученый, член ЦК Конституционно-демократической партии В. В. Вернадский писал: «Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые». Согласны ли вы с подобным мнением?

9. Проблему «Общественное развитие России в 1912—1914 гг.» учащиеся изучают в качестве домашнего задания самостоятельно по тексту учебника, заканчивая заполнение таблицы «Думская деятельность».


Задание на дом. § 8 и вопросы к нему. Задания 2, 4, 5, 6, 8 в рабочей тетради (вып. 1, с. 29—33).






Для любых предложений по сайту: [email protected]