Битва при Молодях. Неизвестные страницы русской истории - Гапоненко Александр 2019


Архимандрит Дормидонд

Преподобный Герасим Болдинский, икона XVIII в.

Монастырские общины на Руси образовывали люди, искренне верующие и страх Божий ведающие. Такие люди собирались вместе, чтобы легче было жить в соответствии с евангельскими духовными принципами и избегать соблазнов материального мира.

Посвящавшие себя монашеской жизни, люди передавали общине свои богатства, отрекались от семьи и родственников, проводили все время чередуя молитвы с трудами по добыче средств пропитания. Жили монахи в кельях, совместно питались, совместно трудились, совместно молились, относились друг к другу как братья.

Братия выбирала себе настоятеля, которому беспрекословно подчинялась, а также его помощников: келаря, распоряжавшегося хозяйством, казначея, ведавшего общими доходами, дьяка, ведшего переписку с внешним миром и фиксирующего историю общины.

Монахи трудились в поле, пасли скот, занимались ремеслом. Они изготовляли также церковный инвентарь, писали иконы, переписывали богослужебные книги.

Братия строила для себя храмы, но они были открыты и для живших неподалеку посадских или крестьян. При монастырях открывали для прихожан больницы, богадельни, гостиницы — странноприимные дома. Для подготовки священников и образования прихожан монахи открывали школы.

Монахи, жившие среди язычников, проповедовали им слово Божье и обращали в христианство.

В годы неурожая монастыри кормили голодных, во время нашествия врагов — укрывали беженцев из ближайшей округи. Для этого монастыри обносились крепкими стенами с башнями, и в них хранилось оружие.

Власти поддерживали монастыри в их праведной деятельности, освобождали от податей и самих монахов, и зависимых от них посадских и крестьян — обеливали, как тогда говорили.

В монастыри очень часто уходили и богатые люди. Они делали в общину вклады землями с жившими на них зависимыми крестьянами, другим имуществом, деньгами. Это позволяло богатым вкладчикам жить, не прибегая к физическому труду. Причиной ухода в монастырь князей, бояр, купцов было чаще всего необоримое желание замолить те грехи, которые они накопили за годы жизни в миру, закончить в покое свой жизненный путь. Благо, можно было заключить с монастырем договор о том, что он обеспечивал человека, сделавшего при поступлении вклад материальными благами до конца жизни, а также зарезервировать место в обители для жены и детей, когда они достигнут преклонного возраста. Мужчины и женщины жили в разных обителях.

Монастыри от вкладов земель и денег богатели. Накопленные деньги братия отдавала в рост, пускала в торговый оборот, от чего получала еще больше материальных благ. Это богатство вводило не только богатого вкладчика, но и всю братию в соблазн, поскольку можно было самим уже и не трудиться, не ограничивать питание хлебом, водой и другими простыми плодами земли, украдкой есть мясо, пить заморское вино. Да и носить можно было рясы уже не из грубого домотканого сукна, а из тонких заморских тканей.

Бороться с этими соблазнами было трудно, и даже отцы-настоятели не всегда могли удержать братию от погони за материальными благами и от безделья.

Тогда истинно верующие монахи оставляли богатые обители и шли с немногими единомышленниками в леса, основывали там новые общины, где молились и сами трудились во спасение своей бессмертной души.

Свято-Троицкий Болдин монастырь основал за сорок лет до описываемых событий преподобный Герасим Болдинский — человек искренне верующий и увлекавший своей верой других. История основания им монастыря была такова.

Жил Герасим в глухом лесу возле Дорогобужа отшельником, ночевал в дупле дуба, питался растительными плодами, да тем, что ему люди добрые пошлют. Построил он маленькую церквушку рядом со своим убогим жилищем, чтобы было где молиться о нуждах, приходивших к нему за советом людей. К нему приходили люди из окрестных мест поговорить о Боге и помолиться. Чем дальше, тем больше.

Потому решил подвижник направиться в Москву и попросить позволения у царя на основание новой обители. Долго шел пешком до столицы, добрался к празднику — родился у государя Василия III долгожданный наследник — Иоанн Васильевич.

По случаю большой радости, государь Герасима ласково принял, побеседовал, грамотой на основание монастыря наделил, да еще щедро подарками пожаловал. На царские деньги и воздвигли храм, да братские кельи. Строила их новая братия во главе с игуменом Герасимом.

Став игуменом, преподобный сохранил строгость своего жития. Как и прежде, пил одну лишь воду, ел один лишь хлеб, да со всеми монахами на равных трудился: рожь молол, хлебы пек, дрова рубил, за больными ходил, службы в церкви служил.

Герасим всегда поучал своих учеников:

— Все в монастыре должно быть общее. В келье ничего, кроме одежды, держать не надобно, да и та должна быть простая, из домотканого сукна. Хмельного пития в обители тоже иметь не следует, даже для гостей. Кормить всех лучше вместе — игумена, братию и гостей, да пищей одинаковой. Из обители никого не выгонять, даже за прегрешения, им надо помогать исправляться.

Необычное в обители преподобный управление установил — в помощь игумену — собор 12 старцев, самых мудрых, чтобы, «в случае чего» и самого игумена поправить, тоже ведь человек — всякое бывает.

Простой же люд в великом множестве с немощами своими приходил к Герасиму, и вскорости всяк молящийся получал утешение в бедах и исцеление от болезней.

А по престольным праздникам у монастырских стен разворачивалась ярмарка — и от такой близости к святыне гулянья народные шли чинно, без обмана и излишеств.

Преподобному охотно жертвовали богатые люди на богоугодные нужды, и теперь Болдинский монастырь владел почти сотней сел и деревень, многочисленными мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями, держал торговые лавки в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске и даже в Москве.

После смерти Герасима настоятелем Свято-Троицкого монастыря стал его любимый ученик Дормидонд. Архимандрит сам тщательно соблюдал установленные при жизни основателя правила монастырского общежития, требовал того же от подчиненных ему монахов.

Приписанные к монастырю крестьяне отдавали треть выращенного ими урожая монастырю. Треть выручки от продажи своей продукции отдавали и три десятка приписанных к монастырю смоленских ремесленника, которые изготавливали седла, сбрую и упряжь для лошадей на продажу.

Зато монастырская братия кормила весь позапрошлый году четыре сотни своих крестьян, которые пострадали от неурожая, а потом дала им безвозмездно семена для посева. В прошлом же году многие крестьяне, жившие неподалеку от смоленской дороги, укрывались в стенах монастыря от нагрянувших за полоном татар, их монахи тоже все время осады поили и кормили.

После решения Стоглавого собора, созванного стараниями Ивана IV при монастыре открыли больничку и школу для окрестных жителей — учили детей читать и писать, счету, основам Закона Божьего.

К Свято-Троицкому монастырю путники подъехали далеко за полночь. Он был обнесен деревянным частоколом с башнями. Петр вылез из саней и стал стучать в окованные железом ворота одной из башен. Он стучал чугунным кольцом, повешенным на дверь вместо ручки. Через некоторое время открылись ставни маленького окошка в надвратной башне, оттуда высунулась лохматая голова монаха и он, заспанным и недовольным голосом, громко просипел:

— Чего надо-то?

— Смоленский наместник князь Дмитрий Иванович Хворостинин пожаловал с людьми. Отворяй ворота! — так же громко крикнул ему в ответ Петр.

Стражник разом проснулся и уже тихим благообразным голосом ответил:

— Сейчас, люди добрые, позову архимандрита. Я без его благословения ворота открыть не могу.

Достаточно быстро ворота отворились, и к гостям навстречу вышел дежурный монах с фонарем. Он освещал дорогу архимандриту — большому, полному мужчине лет пятидесяти, в черной рясе и черной же длинной суконной накидке — палии; на голове у вышедшего иерея был особого рода цилиндрический головной убор со спускавшимися вниз, на плечи, кусками черной материи — клобук, а в руке он держал отделанный слоновьей костью кипарисовый посох и черного дерева четки.

Монах поднял фонарь повыше. Подошедший Хворостинин увидел в его неверном свете излучавшее доброту лицо настоятеля. Специфическая внешность его выдавала принадлежность к литовской народности голядь, но в христианстве не было ни грека, ни иудея, а потому всех православных русский человек воспринимал, как своих.

— Храни Господи, наместник! — поприветствовал князя архимандрит. — Проходи в нашу обитель со своими спутниками — будьте гостями.

— Благодарствую, авва Дормидонд! Мне бы надо с тобой наедине словом перемолвиться, — ответствовал ему Хворостинин.

Путники вошли в обширный монастырский двор, ведя за собой под уздцы лошадей. Хворостинин пошел вслед за настоятелем в его келью, а дежурный монах закрыл ворота и повел остальных в трапезную перекусить.

Келья настоятеля располагалась на дворе монастыря в отдельно стоящем срубе. Войдя в келью, князь заметил, что убранство ее весьма скромно: печь, стол, лавка-кровать, полки с книгами, бюро для чтения и письма. Единственными предметами роскоши были висевшие по стенам иконы в серебряных окладах.

Расположились за столом и сразу приступили к деловому разговору.

— Что привело князя в столь поздний час в нашу обитель? — прямо спросил Дормидонд.

— Промысел Божий, — столь же прямо ответил Дмитрий Иванович.

Князь обстоятельно рассказал настоятелю о том, что Руси грозит новое, невиданное по масштабам нашествие врагов, что царь поручил ему изыскать средства для защиты русского народа, что монах Иллиодор принес ему послание с горы Афон, а также о том, как он пытается выполнить данное ему царем поручение.

Авва слушал князя не перебивая, а когда тот закончил, сам заговорил:

— Татары большая беда. В прошлом году они осадили наш монастырь, и мы насилу отбились от них. Стрелами с горящей паклей татары подожгли нам трапезную и колокольню — они сгорели дотла. Мы трапезную каменную уже достраиваем. Один монастырский детеныш, из сирот, оказался в строительном деле человеком очень искусным. Он поучился немного у мастеровых в Смоленске, что каменные палаты одному боярину ставили, и после этого нам ладное здание возвел с помощниками. Федор Конь его прозывают. А вот колокольню он строить не берется — те смоленские мастеровые храмы строить не умели и его не научили.

Дормидонд, на минуту замолчал, видимо, вспомнил что-то связанное с его молодым строителем. Печальная улыбка осветила его лицо. Он вспомнил про то, что детеныш Федор Конь был натурой не только исключительно талантливой, но и мятущейся. То он самозабвенно работал над возведением трапезной, то принимался пить вино, запирался в келье, а когда к нему приходили братья со словами утешения, то ругался поносными словами.

Однако Федор Конь был натурой доброй и самоотверженной, за что Дормидонд его любил. В прошлом году, например, Федор участвовал в обороне монастыря и лично подстрелил из пищали трех татар, которые пускали стрелы с огнем по деревянным постройкам. Похоже, что это благодаря его удачным выстрелам татары тогда сняли осаду и ушли прочь.

— А чем же монастырская братия может помочь тебе, наместник, в том важном деле, что тебе царь поручил? — спросил, наконец, авва, отвлекшись от набежавших воспоминаний о детеныше по прозвищу Конь.

Хворостинин, нимало не смущаясь, глядя прямо в глаза настоятеля, сказал:

— Надо, авва, мне те листы железа, что вы заготовили для крыши колокольни. Раз она еще не построена, то и материал для крыши вам пока не нужен. Кузнецы мне из этих металлических листов доспехи для русских ратников соорудят, чтобы уберечь их от татарских стрел и сабель. Негде мне больше сейчас такого железа взять, что у тебя есть, архимандрит, а время не терпит.

Дормидонд задумался, а потом ответил:

— Решаю не я один, а совет монахов, но, думаю, что они согласятся дать тебе заготовленный нами на крышу металл для защиты воинов, бьющихся во славу Христову. А к тому времени, как колокольню построим, Господь нам пошлет помощь и материал, чтобы крышу покрыть. Главное, чтобы ты нового набега татар не допустил. И раз ты не командуешь, а пришел по-доброму просить помощи у братии, то говори, что тебе еще надо для нашей защиты?

— Много чего еще надо, архимандрит, — ответил князь. — Люди твои в Смоленске ремесленничают — мне от них три сотни комплектов седел и сбруи нужно. Телеги под перевозку гуляй-города, сколько сможете, дайте по весне. Хлеба печеного, мяса соленого, рыбы сушёной двухтысячное войско кормить месяца на три-четыре потребно. Цепи железные.

Архимандрит только тяжело вздыхал, когда слушал все новые и новые запросы Хворостинина, пока, наконец, не выдержал и не спросил:

— А цепи тебе, княже, зачем? Татар будешь пленных в них заковывать и продавать?

— Про пленение татар ты мне, Дормидонд, вовремя напомнил, поскольку их можно будет не продавать, а на русских полонян обменивать. Но сейчас мне цепи нужны для того, чтобы щиты и телеги скреплять между собой в гуляй-городе.

Дормидонд обещал дать все материалы, запрошенные наместником.

Такого понимания к высказанным нуждам со стороны настоятеля богатого монастыря, которые обычно были весьма прижимисты в материальном плане, Хворостинин не ожидал и был обескуражен. Он подумал: «Вот, что значит по молитве делать богоугодное дело. Что кузнец, что крестьянин, что архимандрит — каждый помогает в этом деле, кто чем может».

— Последняя просьба у меня к тебе, авва, — сказал Хворостинин. — Приехал со мной тот афонский монах Иллиодор, о котором я тебе рассказывал. Хочу, чтобы ты его немного в монастыре подучил, и возвел в священство. Нужен мне бесстрашный священник, чтобы в походе он мог воинство наше перед боем благословлять.

— Мысль хорошая, Дмитрий Иванович. Обучить я его в монастыре всем таинствам богослужения обучу, но в сан его может возвести только владыка Сильвестр, а он тяжело болен. А потом священнику место для служения определить надо. Насколько я знаю, мест у нас в епархии свободных нет.

— Оставляй тогда Иллиодора у себя в монастыре, а я обо всем остальном договорюсь с Сильвестром по его выздоровлении. А церковь мы полковую соорудим, в палатке. Надо будет только Иллиодора снабдить иконами, сосудами, утварью для совершения богослужений и ризами. В этом поможешь?

— Помогу, наместник, — со вздохом ответил архимандрит. — Как не помочь в богоугодном деле.

Вызвали Иллиодора, Хворостинин рассказал ему о своей договоренности с Дормидондом.

— А как же быть с просьбой о помощи, которую мне надо от настоятеля Свято-Пантелеймонова монастыря Матфея Ивану Васильевичу передать? — обеспокоился монах.

— Денег в казне у царя сейчас нет даже на содержание войска — видишь, я по монастырям побираюсь, — ответил ему Хворостинин. — А как татар мы разобьем с помощью науки, что в привезенной тобой от Ивана Федорова книге изложена, то я за тебя перед царем ходатайствовать буду. Ты записку приготовишь о том, как соорудить гуляй-город и как его в бою использовать, когда со мной на войну поедешь, как полковой священник. А ежели Бог даст, то мы басурманскую казну захватим. Тогда я могу, с полным на то основанием, просить царя часть той казны на нужды русского афонского монастыря пожертвовать.

Иллиодор внял доводами Хворостинина и согласился остаться в монастыре обучаться ведению церковных служб.

Колокол, висевший на перекладине, укрепленной на двух столбах посреди двора, стал звонить к заутренней. Архимандрит засобирались в храм на службу.

После заутрени Хворостинин попрощался с архимандритом и поехал в Смоленск. Выезжая со двора, он увидел, как Петр, вместе с тем самым дежурным монахом грузил в сани листы железа, которым суждено было стать не кровлей звонницы, а воинскими доспехами.

Все железо в сани не входило, и Петр начал пересчитывать оставшиеся листы, чтобы забрать их в следующий приезд. Наблюдавший за погрузкой келарь, считать оставшиеся листы не позволял, видимо, хотел что-то припрятать для нужд монастыря. Петр упорно настаивал на своем, и грозил обратиться с жалобой на келаря к настоятелю.

Чем кончился этот спор князь так и не узнал, поскольку выехал из монастыря и ворота за ним накрепко закрылись.






Для любых предложений по сайту: [email protected]