Культурное развитие СССР в 1930-е гг - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Культурное развитие СССР в 1930-е гг - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

В 1930-е гг. в СССР разрушались памятники архитектуры: только в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. Доля грамотного населения в СССР неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89%. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того. К 1930-м гг. советская школа постепенно отошла от многих не оправ давших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы. Прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история). С начала 1930-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров.

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 1930-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом.

У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев, остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей», были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы.

Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал «социалистический реализм». Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 1930-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов. Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Внешне оставаясь в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии по литературе (1965 г.).

Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь», посвященного эпохе становления Советской власти. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Пётр I»).

1930-е гг. — время расцвета детской литературы. Несколько поколоний советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова. А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде.

В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков начинает писать роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. Еще позже увидели свет многие произведения А. П. Платонова («Котлован»), А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака. Трагично сложилась судьба Осипа Эмильевича Мандельштама. Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 1930-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин. Он не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола». В 1930-е гг. продолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров.

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.



Рис. 171. Б. В. Иогансон. Допрос коммунистов



Рис. 172. Б. В. Иогансон. На старом уральском заводе



Рис. 173. Б. В. Иогансон. Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола



Рис. 174. В. И. Мухина. Рабочий и колхозница


В архитектуре в начале 1930-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева.


image176


Рис. 175. Мавзолей В. И. Ленина


К концу 1930-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром».

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы революционной тематики: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С. А. Герасимов), «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм Г. Н. и С. Д. Васильевых — «Чапаев» (1934 г.).


image177


Рис. 176. Кадр из фильма «Александр Невский»


Сложными оказались 1930-е гг. для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях.

Возрождается историческая наука. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 1930-е гг. работают Выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков — автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле — знаток новой истории стран Европы и прежде всего наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», Наполеон» и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена III Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение адмиинистративных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались репрессиями. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики, академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники С. П. Королёв и др.

В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена. В стране утверждался культ личности Сталина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]