История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Русская культура второй половины XVIII в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом синхронно развитию европейской.
XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха Просвещения. Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете. Основой идеологии Просвещения было представление об «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. По мнению просветителей, путь к построению нового общества лежал через распространение знаний и образованности.
В России идеи Просвещения получили большую популярность. Ими была захвачена сама императрица Екатерина II. Она состояла в переписке с видными французскими просветителями и упорно старалась создать о себе мнение как о «просвещенном монархе», «философе на троне».
Вторая половина XVIII в. — это время особой популярности литературных журналов. Екатерина, не указывая своего имени, начинает издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского общества того времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому непостоянству и т. д. Ее издание стало объектом насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем которого был наиболее видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков. В конце концов «Трутень» был закрыт. Это, однако, не остановило Н. И. Новикова — он начинает издание журнала «Живописец». В его изданиях осмеивались сословные предрассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась идея равенства людей. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов». Помимо журналистики, просветительская направленность деятельности Н. И. Новикова проявилась в издании памятников древнерусской литературы: с 1773 по 1775 гг. в свет вышло десять томов «Древней Российской Вивлиофики».
Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев. Система его воззрений, в целом Родственная идеологии Просвещения, все же выходит за рамки этого течения. Основное отличие его идей от «классического» просветительства Н. И. Новикова в том, что Радищев, разделяя фундаментальные, ценности просветительства, был сторонником революции. В оде «Вольность» А. Н. Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь. Главное произведение Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к печати. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в Москву. Контрастом бесчеловечным образам господ Радищев выводит крестьян, сохраняющих несмотря на бедственность своего положения внутреннее достоинство и душевную красоту. Вскоре, однако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор отправлен в ссылку.
Просветительский характер эпохи проявился и развитии системы образования. В ее развитии в России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности. Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Тем самым была заложена основа системы начального образования. Наряду с расширением сети народных школ для низших слоев общества, увеличивалось число сословных учебных заведений, предназначавшихся исключительно для дворян. В конце XVIII в. открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, в которых дети неотлучно жили и воспитывались с 5-6 до 18-20 лет. Одним из таких образовательных учреждений был Смольный институт благородных девиц, открытый в 1764 г.
Увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова был открыт Московский университет, спавший не только крупнейшим образовательным, но и научным центром. В 1773 г. в Петербурге открывается Горный институт.
Развивается наука. Среди ученых, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Васильевича Ломоносова, труды которого стали серьезными вехами в самых разных областях научного знания: в физике, химии, астрономии, истории, филологии. Среди иностранных ученых, работавших в России, видное место занимал математик Л. Эйлер, Важную роль в научной жизни продолжает играть Академия наук. Под эгидой Академии проводятся исследовательские работы по разным отраслям, устраиваются географические экспедиции в отдаленные районы страны.
Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В историю вошли имена И. И. Ползунова, за двадцать лет до Дж. Уатта изобретшего универсальную паровую машину, и И. П. Кулибина - автора многочисленных изобретений («самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта и др.), большинство из которых остались неосуществленными.
Литература второй половины XVIII в. представлена тремя направлениями. Первое из них — классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Зародился он еще во второй четверти XVIII в. и проявился в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, расцвета достиг в произведениях М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина и Г. Р. Державина. Наиболее полно принципы классицизма проявились в творчестве Александра Петровича Сумарокова — создателя первых национальных русских образцов драматурги и классицизма — трагедий и комедий. Основой трагического конфликта в пьесах А. П. Сумарокова, в соответствии с канонами классицизма, является противоречие между гражданским долгом и любовью, выбор между которыми предстоит сделать главному герою. Характерной чертой драматургии русского классицизма является также то, что часто в качестве материала использовалась древнерусская тематика: трагедии «Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Храбрый» Я. Б. Княжнина и др. Большое значение для литературы классицизма имела ода. Ода стала основным жанром поэзии М. В. Ломоносова, творчества Г. Р. Державина.
Второе направление в русской литературе — начинавшее оформляться художественно-реалистическое. Наиболее ярким представителем этого направления является Денис Иванович Фонвизин — автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». По форме произведения Д. И. Фонвизина имеют еще очень много общего с литературой классицизма: соблюдается единство времени и места, пьесы состоят из пяти актов, героям даны «говорящие» фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин. Правдин и пр. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской культуры.
Третье направление — сентиментализм. Это направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Для сентиментализма характерна оценка человека исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие чувства. В русской литературе сентиментализм представлен творчеством Н. М. Карамзина, который был не только великим историком, но и популярным писателем. В его романе «Бедная Лиза» крестьянская девушка влюбляется в молодого дворянина, офицера Эраста. Незнатная героиня оказывается более способна любить, чем дворянин. Финал истории трагичен: соблазненная и брошенная Лиза кончает жизнь самоубийством.
В архитектуре середина XVIII в. стала временем формирования стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли). Им было построено несколько великолепных зданий, считающихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Помимо Растрелли, в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры. 1769 г.), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.).
Рис. 42. Большой Петергофский дворец
Рис. 43. Екатерининский дворец в Царском Селе
Рис. 44. Зимний дворец
Рис. 45. Смольный собор
Рис. 46. Колокольня Троице-Сергиевой лавры
Рис. 47. Никольский Морской собор в Петербурге
Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит — таковы характерные черты этого стиля. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот, 1788 г.). Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова , построенный в 1784-1786 гг. в Москве Василием Ивановичем Баженовым.
Рис. 48. Петербургская академия художеств
Рис. 49. Дом Пашкова
Матвей Фёдорович Кахаков является ярким представителем московской школы зодчества, мастера зрелого (строгого) классицизма. Им были возведено очень много зданий в Москве: как общественных, так и усадеб. Самыми известными работами М. Ф. Казакова являются здания Сената в Кремле (1787 г.), Благородного собрания (1784 г.) и Голицынской больницы (1801 г.).
Рис. 50. Здание Сената в Кремле
Рис. 51. Голицынская больница
В Петербурге классицизм был представлен работами Ивана Егоровича Старова (Таврический дворец. 1789 г.). Антонио Ринальди (Мраморный дворец. 1785 г.) и замечательного итальянского мастера Джакомо Кваренги, построившего целый ряд зданий во многом определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в. Архитектура Кваренги строга и лаконична. Среди его построек выделяются здания Академии наук (1789 г.). Эрмитажного театра и Смольного института (1808 г.).
Рис. 52. Таврический дворец
Рис. 53. Мраморный дворец
Рис. 54. Академия наук
Рис. 55. Смольный институт
Вторая половина XVIII в. явилась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Фёдора Ивановича Шубина. Он работал в основном в жанре портрета. Например, бюст князя А. М. Голицына, скульптурные портреты М. В. Ломоносова, Павла I и др. Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Примером работ могут служить памятник А. В. Суворову, композиция «Самсон, раздирающий пасть льву». Первая величина среди иностранных мастеров, работавших во второй половине ХVIII в. в России, — француз Этьен Морис Фальконе, автор знаменитого «Медного всадника». Непревзойденная по художественной силе, фигура Петра Великого на вздыбленном коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.
Рис. 56. Ф. И. Шубин. Бюст князя А. М. Голицына
Рис. 57. Ф. И. Шубин. Бюст М. В. Ломоносова
Рис. 58. М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову
В живописи во второй половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Уже в середине столетия развитие русской живописной школы было ознаменовано появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. К концу века среди русских портретистов выделяются три поистине великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.
Рис. 59. М. И. Козловский. Композиция «Самсон, раздирающий пасть льву»
Рис. 60. Э. М. Фальконс. Медный всадник
Фёдор Степанович Рокотов — непревзойденный мастер небольших по размерам камерных портретов. Сила художественного воздействия его произведений сосредоточена в передаче душевной красоты его моделей. Среди лучших работ Ф. С. Рокотова могут быть названы портреты В. И. Майкова, А. П. Струйской, В. Н. Суровцевой. Дмитрий Григорьевич Левицкий - крупнейший мастер парадного портрета. В его произведениях абсолютная портретная схожесть и тонкий психологизм сочетаются с мастерской передачей материала окружающих аксессуаров. Наиболее известные его работы: портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет П. А. Демидова b серия портретов «смолянок» — воспитанниц Смольного института, в которых художник нашел средства передать разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек. Владимир Лукич Боровиковский писал как парадные, так и камерные интимные портреты. Классикой парадной портретной живописи считается портрет князя А. Б. Куракина. Совсем иное настроение рождает поэтичный и женственный портрет М. И. Лопухиной.
Рис. 61. Ф. С. Рокотов. Портрет А. П. Струйской
Рис. 62. Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II
Рис. 63. Д. Г. Левицкий. Портрет П. А. Демидова
Рис. 64. Д. Г. Левицкий. Екатерина II-законодательница
Рис. 65. В. Л. Боровиковский. Портрет князя А. Б. Куракина
Рис. 66. В. Л. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной
Помимо портрета, во второй половине XVIII в. получают распространение до того почти отсутствовавшие жанры живописи. Классицизм в живописи проявился в появлении картин на историческую тему. Мастерами исторической живописи были А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда, 1770 г.); Г. И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря», 1797 г.). Родоначальником русской пейзажной живописи стал С. Ф. Щедрин.
Рис. 67. А. П. Лосенко. Владимир и Рогнеда
Рис. 68. С. Ф. Щедрин. Вид в окрестностях Старой Руссы