Общественная жизнь во второй половине XIX в. - Российская империя во второй половине XIX в. (1855–1895)

Курс отечественной истории

Общественная жизнь во второй половине XIX в. - Российская империя во второй половине XIX в. (1855–1895)

Поиски исторического пути России, проблемы реформ и контрреформ, методов и темпов преобразований – все это в своей совокупности обусловливало напряженные идейные искания российского общества. В пореформенный период получают окончательное оформление три направления в общественном движении – консерваторы, либералы, революционеры.

Взгляды консерваторов оставались в рамках теории "официальной народности" и патерналистской доктрины (монарх действует с позиций "отеческой заботы" по отношению к населению, менее защищенному в социальном и экономическом отношениях).

Идеологи монархизма (К.П. Победоносцев, МИ. Катков) критически относились к тому, что именовалось "прогрессом", отождествляя его с разлагающейся, по их мнению, Европой. Столь же отрицательно они отзывались об идее парламентаризма, называя его "великой ложью нашего времени" (К.П. Победоносцев). Они говорили об особом пути России и необходимости избежать капиталистического развития, делая ставку на сохранение крестьянской общины, патриархального образа жизни, безусловного подчинения власти. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единения славянских народов вокруг России.

Идеологи русского либерализма — ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Долгоруков и др.) – отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Они мечтали о конституционном правлении, но при этом их отличала вера в монархию как гарант и главное орудие прогрессивного реформирования страны. Либералы были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью, большие надежды возлагали на "просвещенных бюрократов", развитие законодательства, обеспечение личных прав граждан. Организационной опорой либералов были научные общества, журналы ("Вестник Европы"). Важным источником либерализма стало земское движение. Земства воспринимались либералами как начало представительного правления, поэтому они стремились к расширению прав и функций местных органов самоуправления.

В истории революционного направления второй половины XIX в. исследователи выделяют три этапа: 1860-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 1870-е голы – оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников; 1880-1890-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы. Общественный подъем на рубеже 50—60-х гг. XIX в. в атмосфере начавшихся реформ вызвал к жизни целое поколение, отрицавшее идеалы и образ жизни предшествовавшего поколения. Юные "нигилисты" (студенты, гимназисты, семинаристы) протестовали против светских манер и приличий, бесправия, казенной системы преподавания. Именно из этого круга разночинной образованной молодежи вышло новое поколение революционеров. Подобно движению декабристов, выраставшему из дворянского свободолюбия, народничество в нравственном и эстетическом плане опиралось на нигилизм разночинцев. В идеологическом плане народничество отличала вера в особенность исторического развития России, соединенная с идеями европейских социалистов (Фурье, Прудон, Оуэн и др.). Результатом была теория "русского крестьянского социализма": возможность некапиталистического развития и перехода к справедливому обществу – социализму через социальную революцию, опираясь на крестьянскую общину и артели в городах. Ее родоначальниками были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. В 1861 г. в Петербурге было создано тайное общество "Земля и воля". Не дождавшись крестьянского восстания как ответа на тяжелые для масс условия крестьянской реформы, организация через два года самораспустилась. Сам Чернышевский разочаровался в народе ("народ невежествен, исполнен грубых предрассудков"), отказался от многих своих взглядов и в дальнейшем признавал, что единственной надеждой России являются либеральные реформы.

В 1860-е гг. в среде русских революционеров царил идейный и организационный разброд. Член московского кружка Ишутина и террористической группы "Ад" Д. Каракозов 4апреля 1866 г. совершил первое покушение на Александра II Стало набирать силу крайнее направление, поставившее себе целью тотальное (полное) разрушение государства. Ярчайшим его представителем стал бывший учитель С.Г. Нечаев, создавший в 1869 г. тайную организацию "Топор, или Народная расправа". Деятельность этого кружка – пример того, куда может завести безнравственность, возведенная в принцип. Нечаев составил "Катехизис революционера", в котором насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции. Члены общества должны были во имя революции отказаться от всех моральных норм, исповедуя правило:

"Цель оправдывает средства". Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи революции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь (убийство студента Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву). Этим стиралась граница между революционной борьбой и преступлением. Помимо подлогов, шантажа единомышленников, беспринципности, убийств нечаевцы внесли в революционное движение нечто действительно новое – строгое и безоговорочное подчинение всех членов организации приказам руководителей. Закончилась эта деятельность вполне закономерно: убийство Иванова было раскрыто полицией. Нечаев скрылся за границу, но как уголовный преступник был выдан русским властям Швейцарией.

Нечаевское дело потрясло Россию (Ф.М. Достоевский написал на материалах суда роман "Бесы"), оказало большое влияние на общественное движение, поставив перед ним нравственные проблемы.

В 1870-е гг. многочисленные группы и кружки объединяла идеология революционного народничества, внутри которого обычно выделяют три направления: бунтарское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров) и заговорщическое (П.Н. Ткачев). Первой проверкой идеологии революционного народничества на практике стало предпринятое в 1874 году массовое "хождение в народ". Этот поход закончился неудачей, так как крестьяне не стремились к революции. Напротив, они сами часто помогали арестовывать "смутьянов", "врагов царя". Провал "хождения в народ" (были арестованы 4 тыс. человек) заставил народнические кружки и группы объединиться. В 1876 г. была создана вторая "Земля и воля", члены которой перешли к "долгосрочной пропаганде" среди крестьян и образованию поселений в Поволжье. Но и эта тактика оказалась неудачной. В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий "Земля и воля" в 1879 г. распалась на две организации: "Народную волю" (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская) и "Черный передел" (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов, Л.Г. Дейч). Народовольцы переместили революционную деятельность из деревни в город и приступили к систематическому политическому террору, Они организовали "охоту" на Александра II (серия покушений в 1879–1880 гг.), внесли панику в ряды правительства, но достигнуть своих политических целей не смогли. После убийства Александра II 1 марта 1881 г. народнические организации были практически разгромлены, а идеология народничества находилась в глубоком кризисе.

На смену бунтарям и заговорщикам в 1880-е гг. XIX в. пришли либеральные народники (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов). Отказавшись от организации восстаний и покушений, они полагали, что русское крестьянство все же может избежать капитализма мирным путем при государственной и общественной поддержке общин и артелей (сокращение платежей, наделение казенной землей, выдача кредитов и т. д.)

Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. Участие рабочих в народнических организациях, появление в 1870-х гг. первых рабочих организаций (Южнорусский союз рабочих в Одессе, Северный союз русских рабочих в Петербурге) говорили о потенциальных возможностях этой новой силы в политической борьбе. В 1880-е гг. начинаются массовые стачки рабочих. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. Поэтому закономерным стало обращение части интеллигенции к марксизму. Первой марксистской организацией стала группа "Освобождение труда", созданная бывшим народником Г.В. Плехановым в 1883 г. в Женеве. Вместе со своими товарищами он занимался изучением и переводом трудов Маркса. За 20 лет своей деятельности группа издала свыше 250 марксистских работ. Уже в 1885 г. Плеханов четко сформулировал основную цель: "Возможно более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России". Деятельность группы "Освобождение труда" оказала значительное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Благоева и Бруснева в Петербурге, Федосеева в Поволжье и др.). Новыми лидерами русского марксизма вскоре стали В. И. Ульянов-Ленин, Ю.О. Мартов. В 1895 г. в Петербурге они основали социал-демократический "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Все эти группы были немногочисленны и состояли, главным образом, из интеллигенции и студенчества. Вскоре к марксизму потянулись и рабочие, которым он импонировал острой критикой капитализма и горячими надеждами на построение общества социальной справедливости. Зимний дворец и его охранительные органы пока что мало интересовались движением социал-демократии. Их тревожили призраки народовольческого террора, кипение либеральных земств, крестьянское антипомещичье движение. Мало кто подозревал, что главные неприятности самодержавия вскоре будут связаны с людьми, занимающимися философией, политэкономией и социологией марксизма.






Для любых предложений по сайту: [email protected]