Российское государство во второй половине XV - начале XVII в. - РОССИЯ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА XVII в.

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Российское государство во второй половине XV - начале XVII в. - РОССИЯ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА XVII в.

Краткая историческая справка


Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Во второй четверти XV в. процесс объединения принял необратимый характер. Великий князь Иван III (1462-1505) полностью подчинил Ярославское княжество, ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества, в 1478 г. присоединил Новгород, в 1485 г. — Тверь. Подавление двух политических центров — Новгорода и Твери, — длительное время соперничавших с Москвой, было решающим шагом в объединении русских земель вокруг Москвы. Так в основном завершилось формирование территории государства, что наполнило реальным содержанием используемый московским князем титул — «государь всея Руси».

Женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог и падение Константинополя под ударами турок-османов (1453) дали ему основание принять византийского двуглавого орла в качестве герба Российского государства (добавление к нему герба Московского княжества — Георгия Победоносца — символизировало роль Москвы как столицы державы). Появляются такие символы власти, как великокняжеская корона — «шапка Мономаха», скипетр и держава. Новый титул — «государь всея Руси» — отражал намерения взять под контроль все русские земли.

В результате войн с Литвой и перехода на московскую службу со своими землями русских православных князей из Литвы Ивану III удалось ещё больше расширить свои владения. В составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки (Воротынское, Одоевское, Трубецкое и др.), и Чернигово-Северские земли.

Дело отца завершил Василий III (1505-1533), присоединив Псков (1510) и Рязань (1521), отвоевав у Литвы Смоленск (1514).

Одним из главных завоеваний Ивана III становится полное освобождение от ордынского ига. В 1480 г. хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси. Иван III закрыл дорогу ордынцам, встав на берегу реки Угры — притоке Оки («стояние на реке Угре»). Попытки хана переправиться через Угру были отбиты русскими войсками. Опасаясь ранних холодов, Ахмат отступил. Так закончилось 240-летнее ордынское иго. Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, борьбу с которыми Русское государство вело на протяжение XVI-XVIII вв., постепенно включая их в свой состав.

По мере складывания единого государства создавались и центральные органы управления. Великий князь, государь и самодержец всея Руси принимал наиболее важные решения, советуясь с Боярской думой. Это совещательный орган, который стал при Иване III постоянным. Боярство было представлено людьми из старых московских фамилий. В их среде сложились местнические отношения, которые регламентировались «службами предков». С присоединением новых земель в Думу стали входить и княжата (бывшие удельные князья и их потомки). Удельные князья, потеряв часть своих привилегий, ещё долгое время продолжали сохранять политическое влияние и экономическую силу в своих уделах. Знать занимала важнейшие государственные должности (наместники, воеводы и т. п.), руководствуясь местническими принципами.

Начинает формироваться система приказов, ведавших определёнными вопросами государственного управления. Огромную роль играла Казна — главное государево хранилище, а также государственная канцелярия, которая занималась и внешнеполитическими вопросами. В ней начал формироваться штат дъяков — государственных чиновников. В XVI в. они стали основной формой управления государственными делами.

Страна делилась на уезды (обычно в границах бывших княжений), а те — на волости и станы. Управление уездами осуществлялось присылаемыми великим князем боярами-наместниками, а волостями и станами — волостелями. Они являлись судьями, сборщиками налогов. Наместники были одновременно и военными начальниками города и уезда. По старому обычаю они содержались («кормились») за счёт местного населения.

Основной военной силой единого государства становилось вместо дружин московское войско, составленное из служилых людей. За выполнение своих обязанностей они получали земельное владение, т. е. «испомещались» на земле (отсюда термин «помещик»).

Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян. Одна из причин возникновения служилого сословия и закрепощения крестьян заключалась в том, что расширение границ Российского государства сопровождалось оттоком населения на окраины. Государство не было заинтересовано в этом, так как для службы великому князю был возможен только вариант условного землевладения, т. е. предоставление земли (вместе с живущими на ней крестьянами) помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Таким образом формировалась поместная система, при которой государство располагало значительными военными силами без каких-либо затрат на их содержание. Условность такого поместного землевладения заключалась в том, что оно не было наследственным (и даже пожизненным) и зависело от самого факта несения службы государству. Помещик должен был не только сам служить, но и приводить определённое число вооружённых людей в случае военной опасности. Как система поместное землевладение сложилось к концу XV в., когда Иван III, а затем Василий III ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель.

Значительную часть земельных владений в Московском государстве составляли боярские вотчины. Эти земли получили ещё предки дворян за службу от первых владимирских или московских князей. Крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников, назывались владельческими.

Наряду с различными формами феодального землевладения сохранялись государственные (чёрные) земли. Черносошные крестьяне, в отличие от владельческих, оставались лично свободными. Крестьяне, жившие на принадлежавших великому князю землях, назывались дворцовыми и по положению были близки черносошными. Постепенно государство стало передавать черносошные земли в поместья, что изменяло статус крестьян — превращало их во владельческих.

Много земель принадлежало монастырям, которым бояре передавали часть своих владений для замаливания своих грехов (церковное землевладение).

Появился первый свод законов Русского государства — Судебник Ивана III, введённый в 1497 г. и устанавливающий единые правовые нормы на всей территории. Он разграничил компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания за те или иные преступления. Ст. 57 Судебника ознаменовала собой постепенное формирование крепостного права. Она ограничивала крестьянам сроки ухода от владельца неделей до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделей после; крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив прежнему хозяину пожилое — плату за прожитые на его земле годы.

Иван IV. Реформы середины XVI в. В 1533 г. после смерти Василия III на престоле оказывается его трёхлетний сын Иван IV (1533-1584). Для управления страной при малолетнем сыне ещё при жизни Василия III был создан опекунский совет из наиболее доверенных и преданных бояр. Однако мать Ивана VI, Елена Глинская, захватила власть в свои руки. Она проводила реформы, направленные на укрепление центральной власти. Денежная реформа привела к складыванию единой монетной системы. Началась реформа местного управления — губная реформа.

После смерти Е. Глинской в 1538 г. Началась борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских. Политическая нестабильность, беспринципность и корыстолюбие ближних бояр, усиление местнических споров привели к ослаблению центральной власти, падению её престижа, произволу наместников, а в итоге — росту противоречий как между боярством и служилым сословием, так и между простым людом и правящей верхушкой.

В январе 1547 г. Иван IV принял титул царя. Венчание на царство было призвано выделить его из ряда других князей и бояр, поднять авторитет теперь уже царской власти; подчеркнуть преемственность его власти от византийских императоров; символизировать начало непосредственного управления государством самим Иваном IV.

Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. Поводом к выступлению послужили пожары, уничтожившие практически всю деревянную Москву. Одним из результатов восстания стало изменение политического курса и начало политики реформ, проводимой новыми советниками царя.

К концу 40-х гг. при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. Это новое правительство позднее князь Андрей Курбский назвал «Избранной радой» (рада — совет). Во главе её стоял Алексей Адашев, способный государственный деятель, выходец из незнатного рода костромских вотчинников. Он руководил деятельностью Челобитной избы, принимавшей жалобы и доносы, т.е. выполнявшей высшие контрольные функции и одновременно являвшейся личной канцелярий царя. Активным участником «Избранной рады» был Сильвестр, влиявший на духовную жизнь царя, способствовавший его умственному развитию, приобщавший к книгам. В круг приближённых лиц также входили митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, думный дьяк Висковатый и др.

Началом реформ стал созыв в 1549 г. первого в истории страны Земского собора, состоявшего из Боярской думы, придворных кругов, верхушки духовенства и дворянства.

В 1550 г. был принят новый Судебник, увеличивший размер пожилого для крестьян при переходе в Юрьев день. Важные реформы были проведены в центральном местном управлении.

В 1550-х гг. завершается складывание приказной системы: Посольский приказ занимался внешней политикой, Поместный ведал распределением земель среди служилых людей, Разрядный — сбором дворянского ополчения и назначением воевод, Разбойный — поимкой преступников и т. д.

В 1550 г. отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Стрельцы получали денежное жалованье и имели собственное дело.

В1555-1556 гг. провели губную реформу: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передали его губным старостам из числа местных выборных дворян. Затем власть наместников и волостелей (кормленщиков) вообще ликвидировали, а их функции перешли к органам земского самоуправления. Провели также военную реформу — по «Уложению о службе» 1556 г. все землевладельцы были обязаны нести государству военную службу. Служилые люди делились на две основные группы: служилые «по отечеству» (по наследству — бояре, дворяне) и «по прибору» (по набору за денежное жалованье — стрельцы, пушкари, городовые казаки).

Реформы укрепили государственное управление и военную систему государства. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства. Произошла относительная консолидация служилого сословия, улучшилось внутреннее положение в стране. Вместе с тем резко возросли налоги с населения, вводились различного рода новые повинности, что неизбежно вело к обострению социальной напряжённости.

Опричнина. Одна из основных причин перехода к опричнине — разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость центрального аппарата власти и пр. Определённую роль сыграло и ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, так как система местного управления, сложившаяся после реформы, общая слабость центральных органов управления не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды.

К другим причинам относятся:

стремление власти спасти свой авторитет (неудачи в войне объяснялись предательством бояр);

религиозные представления царя и народа.

Сказались и личные качества царя: его мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти.

В декабре 1564 г. царь неожиданно покинул столицу, забрав казну, символы власти, библиотеку, наиболее ценные иконы, и в сопровождении преданного ему окружения поехал в Александрову слободу. Из слободы в январе 1565 г. он обратился с двумя посланиями. В послании к Боярской думе и духовенству он обвинял бояр, детей боярских, приказных людей в изменах, казнокрадстве и заявил о своём решении оставить царство. В другом послании, обращённом к посадским людям Москвы, он объявлял, что зла на них не держит.

Бояре вынуждены были послать к царю делегацию и принять все его требования. Главными условиями стали: разделение страны на земщину с прежней Боярской думой и приказами и опричнину со своей Думой, приказами-избами, войском; получение царём права полностью и бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом людей; предоставление 100 тыс. руб. на «обустройство» опричнины. Самодержавная власть царя простиралась на всю Россию, и в земщине Иван IV так же карал «изменников» без санкции Боярской думы, как и в опричнине.

Террор против феодальной знати и церковных иерархов стал главным содержанием опричнины. Территории, где были сильны позиции боярства, подверглись настоящему разгрому. Кульминацией опричнины стал 1570 г., когда царь возглавил карательную экспедицию против Новгорода, вызванную доносом, в котором новгородцы обвинялись в измене.

В 1571 г. царь не сумел организовать оборону Москвы от набега крымского хана Девлет-Гирея. Опричное войско, выродившееся в банду грабителей и убийц, оказалось неспособным противостоять внешнему врагу. Страшный разгром города, сгоревшего от пожаров, напугал царя. В 1572 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV вынужден был отказаться от раздела страны и войска. Запрещено было даже произносить слово «опричнина» — нарушителю грозило наказание кнутом.

Объективно опричнина не только не привела к усилению центральной власти, к чему стремился Иван IV, а скорее, ослабила её. Попытка форсированными темпами и насильственными методами изменить структуру власти, централизовать её в условиях незрелости социально-экономических и духовных факторов вызвала острый общественно-политический кризис, поставивший страну на грань национальной катастрофы в годы Смуты.

Опричный террор не привёл к улучшению боярства и боярского землевладения, произошли лишь изменения в составе этого правящего слоя, поднявшие на самый верх людей беспринципных, готовых ради личных интересов пойти на любое преступление. Опричная политика стала одной из причин поражения в Ливонской войне. Внутренняя политика и затяжная война привели к тяжёлому экономическому кризису, разорению населения, его бегству из центра на окраины. Государство теряло налогоплательщиков, служилые люди — крестьян, а это подрывало боеспособность армии. Для преодоления кризисного положения в 1581 г. вводятся «заповедные лета» — запрет крестьянского «выхода» в Юрьев день.

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Задачи внешней политики: овладение Волжским торговым путём для развития торговли со странами Востока; продвижение в Зауралье и Сибирь; обеспечение безопасности южных рубежей; закрепление на берегах Балтийского моря.

Основные направления внешней политики — восточное и западное.

На восточном направлении главной была казанская проблема, связанная с овладением Волжским торговым путём. В 1552 г. после длительной борьбы была взята Казань и присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское. Волжский торговый путь оказался под контролем Москвы, а в состав Московского государства вошли земли Поволжья, открылась дорога для дальнейшего продвижения на восток, были развязаны руки для активизации действий на западе.

Для защиты от набегов крымских татар, опустошавших южнорусские земли, построили Тульскую засечную черту — линию крепостей, острогов, лесных завалов (засек) к югу от Оки. Позднее к югу и к юго-востоку от неё были сооружены другие засечные линии.

Победы в Поволжье, оборонительно-наступательные мероприятия на юге заметно укрепили государство. Укрепились международные позиции России, а также авторитет Ивана Грозного.

В конце правления Ивана IV началось продвижение русских в пределы Сибирского ханства, «осколка» Золотой Орды. В 1555 г. сибирский хан Едигер перешёл в российское подданство и стал платить в русскую казну налог мехами — ясак. В 1653 г. ханским престолом завладел хан Кучум. Он прекратил платить ясак и возобновил набеги на русские поселения Предуралья.

В Западной Сибири, по Иртышу, Тоболу, Оби и их притокам, жили сибирские татары, ханты (русские звали их остяками), манси (вогулы), ненцы (самоеды, юраки), селькупы и другие малые народности. Русские промышленные и торговые люди шли на восток за пушным зверем и прочими богатствами. Строгановы, сольвычегодские промышленники, снаряжали отряды казаков для охраны своих владений. Один из них возглавил Ермак. Отряд Ермака в 1582 г. пришёл с реки Чусовой, перевалив через Уральский хребет, и двинулся по Тоболу и Иртышу. Войско хана Кучума было разбито. Местные жители стали платить дань Москве. В 1585 г. Ермак погиб, но вскоре появились новые отряды — воевод И. Мансурова, В. Сукина и др. Они ставили укреплённые остроги, усиливали гарнизоны, основали города Тюмень (1586), Тобольск (1587) и др. Вскоре Кучум потерпел окончательное поражение, Сибирское ханство перестало существовать.

В 1558 г. Россия развернула боевые действия против Ливонского ордена. Началась Ливонская война (15581583). Целью России в этой войне было завоевание прибалтийских земель и закрепление на берегах Балтийского моря. Поводом к войне явился союз, заключённый орденом с Литвой, и отказ ордена возобновить уплату ежегодной дани за г. Юрьев (Дерпт), которую ливонцы должны были вносить в соответствии с договором, заключённым с Иваном III в 1503 г.

Начало войны оказалось успешным для России. Были захвачены Нарва, Дерпт, Мариенбург. Магистр ордена обратился к русским с просьбой о перемирии. За время перемирия Ливонский орден перешёл под покровительство Литвы и Польши. Польский король (был одновременно и великим князем литовским) привлёк на свою сторону Швецию и Данию, вступивших в войну против России. С 1564 г. русские стали терпеть поражения. В 1569 г. Польша и Литва, заключив Люблинскую унию, объединились в единое государство — Речь Посполитую. В 1582 г. Россия заключила Ям-Запольское перемирие с Польшей, уступив ей Ливонию в обмен на возвращение русских городов. В 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Шведы удержали Эстляндию и захваченные ими русские города.

Ливонская война закончилась поражением России, потерей ею выхода в Балтийское море. Причины неудачи заключались, во-первых, в неверной оценке расстановки сил в Прибалтике, во-вторых, в ослаблении России в результате внутренней политики Ивана IV, прежде всего — опричнины.

Культура Руси в XIV—XVI вв. XIV-XVI вв. — это процесс формирования единого Русского государства, преодолевались местные культурные особенности, складывалась единая русская культура. В то же время русская культура освобождалась от византийского влияния, приобретая самобытные национальные черты.

Главной темой художественных произведений стало укрепление мощи единого государства, всё больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру. После освобождения от ордынского ига расширились культурные контакты Руси с другими странами (особенно с Италией). Под воздействием победы на Куликовом поле (1380 г.) возникает куликовский цикл произведений: Сафоний Рязанец в «Задонщине», неизвестный автор в «Сказании о Мамаевом побоище» воспевали подвиг Дмитрия Донского, русских воинов. Патриотические мотивы звучат в путевых заметках (жанр хождения) Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (XV в.). В 1512 г. появилась первая редакция русского «Хронографа» — сборника сочинений по всемирной истории (автор не известен), в котором русская история рассматривается как часть всемирной.

В XV в. возрождается общерусское летописание. Одним из самых замечательных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 г. В XVI в. создаётся владимирская летопись «Сказание о князьях владимирских». В ней утверждалось, что московские государи вели своё происхождение от римского императора Августа. В этот период оформляется идея о Москве как о «Третьем Риме». Она была сформулирована игуменом Филофеем в посланиях великому князю Василию III.

Особой высоты достигает жанр жития. Создаётся монументальный свод церковной литературы «Четьиминеи», составленный митрополитом Макарием. «Степенная книга» (составлена духовником Ивана IV) — обширное собрание биографий всех русских князей и митрополитов, от Владимира I Святославича до Ивана IV.

В 1564 г. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец положили начало книгопечатанию: первая датированная русская печатная книга была издана в Москве в 1564 г. («Апостол»).

Талантливый публицист Иван Пересветов — «Сказание о царе Константине» и др. — изложил свою программу преобразований в стране. Интересное публицистическое наследие оставил князь Андрей Курбский.

Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра.

Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашаются архитекторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Под руководством итальянских мастеров — Аристотеля Фиораванти, Марка Фрязина (Руффо), Пьетро Салари — русские мастера построили Кремль (из красного кирпича), Успенский и Архангельский соборы, Грановитую палату. Псковские мастера воздвигли Благовещенский собор в Кремле. Крупное строительство велось в Новгороде.

Возникает новый стиль — шатровый. Памятники шатрового зодчества: церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), Покровский собор (храм Василия Блаженного зодчих Бармы и Постника (1551-1561 гг.).

Наиболее яркими представителями русской национальной школы живописи был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублёва. Иконы («Спас в силах»), фрески Ферапонтова монастыря, созданные Дионисием, выделяются утончённым рисунком, мягким цветом и праздничным настроением.

Смута конца XVI — начала XVII в. (причины, последствия). Историки по-разному объясняли причины и характер событий начала XVII в. Н. М. Карамзин: политический кризис, вызванный пресечением династии и ослаблением монархии. С. М. Соловьев: борьба государственного начала с анархией, представленной казачеством. С. Ф. Платонов: сложное переплетение устремлений различных политических сил и социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложнённых вмешательством внешних сил. В советской исторической науке понятие «Смута» отвергалось, а события начала XVII в. характеризовались как первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложнённая внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией.

Фактически события начала XVII в. представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная по своему социальному составу (служилые люди «по отечеству» и «по прибору» южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже представители боярства), выступила против другой, не менее пёстрой в социальном отношении, населявшей центральные и северные уезды.

Причины Смуты:

а) обострение социально-экономических и политических противоречий на рубеже веков;

б) экономический кризис;

в) государственно-династический кризис;

г) вмешательство внешних сил.

В 1584 г. после смерти Ивана Грозного царём стал его сын, Фёдор Иванович. Однако фактическим правителем вскоре становится шурин царя Борис Годунов. Он сумел добиться относительной социально-экономической и политической стабилизации, в первую очередь за счёт закрепощения крестьян (указ 1597 г. ввёл «урочные годы»), поддержки средних и мелких землевладельцев. В 1589 г. был избран первый русский патриарх Иов.

Во внешней политике Годунову удалось ликвидировать некоторые последствия Ливонской войны. После войны со Швецией (1590-1593) Россия вернула часть утраченных территорий — Ям, Копорье, Ивангород, Корелу — и снова получила выход к морю. Однако положительные изменения, происходившие в стране, омрачились трагедией в Угличе, где в 1591 г. при неизвестных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий.

В начале 1598 г. умер бездетный Фёдор. Династия Рюриковичей прервалась. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова (1598-1605). В начале XVII в. резко ухудшилась экономическая обстановка. В 1601 и 1602 гг. из-за дождей и ранних заморозков погиб урожай, что привело к голоду. В народе, воспринимавшем бедствия как «Божье наказание» за грехи, всё более распространялись слухи о греховности Бориса (детоубийстве 1591 г.) и его царствования («не от Бога»). Голод и разочарование в правлении Бориса Годунова привели к первым народным выступлениям и ожиданию Спасителя.

В 1602 г. в Польше появляется человек, выдавший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, — Лжедмитрий I. Согласно официальной версии им был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Он сумел заручиться поддержкой польской шляхты. В октябре 1604 г. с небольшим отрядом (4 тыс. человек, из которых 1 тыс. составляли поляки) Лжедмитрий перешёл русскую границу около Чернигова и оказался на юго-западной окраине, куда стекались холопы и беглые крестьяне.

В апреле 1605 г. умер Годунов. Лжедмитрий въехал в столицу и 30 июня 1605 г. венчался на царство. Однако в результате боярского заговора в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит, а царём на Земском соборе провозглашён Василий Шуйский (1606-1610).

В июне 1606 г. в г. Путивле под руководством воеводы князя Г. Шаховского и бывшего служилого холопа И. И. Болотникова поднялся мятеж против центральной власти. Нанеся ряд поражений войскам Шуйского, армия восставших, насчитывавшая до ста тысяч человек, осенью осадила Москву, к которой подошли также отряды рязанских и тульских дворян, возглавлявшиеся П. Ляпуновым и И. Пашковым. В решающий момент отряды Ляпунова и Пашкова перешли на сторону правительства, что предопределило поражение восставших. Болотников отступил к Калуге, а потом к Туле. После длительной осады в сентябре 1607 г. Тула была взята, а руководители восстания, сдавшиеся на милость победителя и поверившие его обещаниям, взяты под стражу и позже казнены. Хотя восстание было подавлено, но Смута на этом не прекратилась, так как основные противоречия не были разрешены.

Летом 1607 г. на юге страны объявился Лжедмитрий II. Его поддержали отряды польской шляхты и примкнувшие остатки войск Болотникова. Подойдя к столице, Лжедмитрий II укрепился в селе Тушино под Москвой («Тушинский вор»). Отряды тушинцев разоряли страну, грабили население. Для борьбы с ними в феврале 1609 г. Шуйский пошёл на соглашение со Швецией. Шведско-русские войска под командованием племянника царя, князя М.В. Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений тушинцам, но вмешательство Швеции послужило поводом польскому королю Сигизмунду III для перехода к открытой интервенции.

Воспользовавшись тем, что центральная власть в России фактически отсутствовала, армии не существовало, в сентябре 1609 г. польские войска осадили Смоленск. Затем в июне 1610 г. у Можайска поляки нанесли сокрушительное поражение царским войскам. Царь В. Шуйский был свергнут. Боярское правительство во главе с Ф. И. Мстиславским подписало договор с гетманом Жолкеевским о возведении на московский престол польского королевича Владислава. В сентябре 1610 г. польские отряды вошли в Москву. Шведские войска захватили северные земли России. Страна оказалась на грани национальной катастрофы.

В феврале 1611 г. в Рязани было создано Первое ополчение, осадившее Москву с целью изгнания поляков. Однако взять столицу не удалось. Вскоре из-за внутренних разногласий ополчение распалось. Казаки зарубили одного из руководителей ополчения П. Ляпунова. В ответ сторонники Ляпунова стали покидать ополчение.

В июне 1611 г. после почти двух лет обороны пал Смоленск. Сигизмунд III заявил, что не Владислав, а он сам станет царём России, это предполагало её вхождение в состав Речи Посполитой. Возникла серьёзная угроза суверенитету России.

В июле шведы захватили Новгород и осадили Псков.

Критическая обстановка, сложившаяся к осени 1611 г., ускорила создание Второго ополчения. Его инициатором стал нижегородский земский староста К. Минин, а военным руководителем — князь Д.М. Пожарский, отличившийся в боях за Москву в составе Первого ополчения. Выдвинутая программа, предусматривающая освобождение столицы и отказ от признания на русском престоле государя иноземного происхождения, сумела сплотить представителей всех сословий. Второе ополчение в августе 1612 г. подошло к Москве. Его поддержали казаки под руководством князя Трубецкого, оставшиеся здесь после распада Первого ополчения. Отбив попытку поляков помочь осаждённым, 26 октября 1612 г. ополченцы освободили столицу.

В феврале 1613 г. на Земском соборе, в деятельности которого приняли участие представители почти всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), после долгих и бурных обсуждений новым царём был избран Михаил Фёдорович Романов, сын митрополита Филарета. Причины избрания Романова: он в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения; родственные связи с предыдущей династией, юношеский возраст и нравственный облик 16-летнего Михаила отвечали народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом, способном замолить «грехи народа».

Россия сумела отстоять свою независимость. Однако страна вышла из Смуты крайне истощённой, с огромными территориальными и людскими потерями. Преодоление хозяйственной разрухи окажется возможным только на путях укрепления крепостничества. Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб её военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

Итак, на рубеже XVI и XVII столетий в России разыгралась историческая драма, которая вошла в историю под названием «Смута». Смутное время продолжалось с 1598 по 1613 г.

Столь небольшой по протяжённости период российской истории вместил в себя громадное количество событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточённая политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы, сидящие на престоле или претендующие на него; иностранные претенденты на царский венец. Борьба за трон развёртывалась на фоне сильнейших социальных катаклизмов — выступлений крестьян, казаков, инородцев, посадского населения, в которых в ряде случаев участвовало дворянство.

С 1609 г. Смута усугубляется вмешательством в русские дела шведов и поляков. Неурожаи, голод, эпидемии, которыми сопровождался период Смуты, также сыграли немалую роль в её обострении. От этапа к этапу события Смутного времени вели к распаду российской государственности, появилась угроза утраты страной национальной независимости.

Чувство патриотизма, отождествлявшего родину с государством, народившееся в годы Смуты, объединило все слои общества и заставило его подняться на борьбу за национальную независимость и восстановление государственности.






Для любых предложений по сайту: [email protected]