Характерные черты культуры и искусства до и после войны - Культура СССР в середине 1930-х — середине 1950-х гг. - Культура России XX — начала XXI в. - История русской культуры

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Характерные черты культуры и искусства до и после войны - Культура СССР в середине 1930-х — середине 1950-х гг. - Культура России XX — начала XXI в. - История русской культуры

Характерными чертами культуры и искусства в до- и послевоенный период были следующие.

1. Тотальный контроль власти над духовной культурой, господство марксистской идеологии (в переработке И. В. Сталина и В. В. Струве) в науке и общественной жизни, а стиля «соцреализм» — в искусстве.

Значительное место в культуре занимает прославление И. В. Сталина (культ личности), воспевание достижений социализма.

2. Усиление вмешательства власти в культуру выразилось в ряде разгромов и преследований целых направлений в науке и искусстве:

- две волны гонений на деятелей искусства: первая — борьба с «формализмом» в литературе и искусстве 1936-1937 гг. (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» против композитора Д. Д. Шостаковича), вторая — борьба с «космополитизмом» и «пресмыкательством перед Западом» 1946-1948 гг. (сначала разгром творчества писателя М. М. Зощенко и поэта А. А. Ахматовой постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» 1946 г., затем композиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна в 1948 г.);

- преследование некоторых ученых (в частности, историка М. Н. Покровского, генетика В. Н. Вавилова в 1930-е гг.) и разгром целых научных направлений (генетика и кибернетика были объявлены лженауками, начались атаки на теорию относительности А. Эйнштейна), возникновение ряда псевдонаучных концепций, которые провозглашались властью официальными и правильными («теория» Т. Д. Лысенко в агрономии, «новое учение о языке» историка и философа Н. Я. Марра и др.).

3. Основные достижения культуры этого периода:

- в образовании и науке: постоянный рост государственного финансирования образования, рост числа учебных заведений всех уровней и учреждений культуры (в регионах создавались филиалы Академии наук и др.), повышение уровня образованности всех слоев населения Развитие естественных наук: деятельность ученых — геологов (В. А. Обручев), физиков (А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица), химиков (Н. Д. Зелинский), медиков (главный хирург Красной Армии Н. Н. Бурденко). В 1940-е гг. возникают важнейшие оборонные отрасли — ядерная физика (лаборатория И. В. Курчатова, испытание советской атомной бомбы в 1949 г. и водородной бомбы в 1953 г ) и ракетная техника (С. П. Королев) Развитие общественных наук: в 1938 г. был издан отредактированный лично И. В. Сталиным «Краткий курс истории ВКП(б)», в котором излагалась «единственно правильная» концепция исторического развития — советский вариант марксизма;

- в литературе: творчество М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева; расцвет детской литературы, ярчайшими представителями которой были С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, А. Гайдар и др.;

- в архитектуре: в 1935 г. в Москве началось строительство огромного выставочного комплекса для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (будущей ВДНХ), продолжалось строительство Московского метро, новых городов по всей стране. Так и не был реализован возникший в 1930-х гг. проект постройки 100-этажного (почти 500 м высотой) Дворца Советов (его строительство началось в начале 1930-х гг. на месте снесенного храма Христа Спасителя, но после войны было заморожено, на фундаменте Дворца к 1960 г. был построен бассейн «Москва»). Во время реконструкции Москвы и Ленинграда одним из ведущих стилей в архитектуре стал так называемый «сталинский ампир», или «советский классицизм», с его пышностью и монументальностью (Главный павильон ВДНХ, семь знаменитых сталинских высоток в Москве, в том числе здания МГУ и МИДа);

- в скульптуре: творчество В. И. Мухиной (монумент «Рабочий и колхозница», созданный для Всемирной выставки 1937 г. в Париже), П. Д. Корина;

- в живописи: художники А. Дейнека, М. Нестеров, Ф. П. Решетников и др.;

- в театре, балете, музыке: композиторы А. Н. Александров, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников; в 1930-е гг. возникают советская опера и балет;

- в кинематографе: развитие советской комедии (музыкальные комедии режиссера Г. В. Александрова с участием актрис Л. П. Орловой, Ф. Г. Раневской, комедии режиссера И. А. Пырьева), исторического кино (фильмы «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна с Н. Черкасовым в главных ролях), фильмы В. Пудовкина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]