История - Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Примеры заданий - Урок 2 - Новое время
Задания с выбором ответа
(Примерное время выполнения каждого задания — 1-3 минуты)
1. (Б) Каковы результаты внешней политики Екатерины II?
□ 1) утрата побережья Балтики
□ 2) присоединение Северного Причерноморья
□ 3) присоединение Средней Азии
□ 4) потеря Крыма
Ответ: 2.
2. (Б) В годы царствования Николая I Россия принимала участие в
□ 1) освобождении Болгарии от турецкого владычества
□ 2) Семилетней войне
□ 3) Отечественной войне
□ 4) подавлении революционных выступлений в Венгрии
Ответ: 4.
3. (Б) Художники, в знак протеста ушедшие из Академии художеств, с 1870 г. стали называться
□ 1) «мирискусниками»
□ 2) футуристами
□ 3) передвижниками
□ 4) Серапионовыми братьями
Ответ: 3.
Задания с кратким ответом
(Примерное время выполнения каждого задания — 3—7 минут)
Рассмотрите схему и выполните задания 1—4.
1. (Б) Напишите название войны, события которой обозначены на этой схеме.
Ответ: Северная.
2. (Б) Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.
Ответ: Пётр Первый.
3. (Б) Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».
Ответ: Нарва.
4. (П) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) После завершения войны Россия стала империей.
2) Одно из поражений в данной войне русская армия потерпела в сражении, обозначенном цифрой «2».
3) Следствием войны стало обретение Россией статуса морской державы.
4) Мирный договор, завершивший войну, был подписан в городе, обозначенном на схеме цифрой «3».
5) В ходе войны проводились рекрутские наборы.
6) В результате этой войны Россия утратила территории, заштрихованные на схеме.
Ответ:
1 |
3 |
5 |
5. (Б) Напишите пропущенное словосочетание.
«________________ » П. И. Пестеля, ставшая программой «Южного общества», явилась наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.
Ответ: Русская правда.
Задания с развёрнутым ответом
(Примерное время выполнения каждого задания — 5-20 минут)
Прочтите отрывок из записок современника и выполните задания 1-3.
«Что стало с нашими морями? Где громы земные и горняя благодать мысли и слова? Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях! Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега! Неприятельские армии безнаказанно попирают нашу землю, занимают наши города, укрепляют их против нас самих и отбивают нас, когда мы усиливаемся вновь овладеть отцовским достоянием! Друзей и союзников у нас нет. А если и есть ещё друзья, то малочисленные, робкие, скрытные, которым будто стыдно сознаться в приязни к нам.
Одни греки не побоялись этого признания. Зато их тотчас задавили, и мы не могли им помочь. Мы отовсюду отрезаны, один прусский король соблаговолил оставить нам несколько калиток открытыми для сообщения с остальным христианским миром. Везде проповедуется ненависть к нам; все нас злословят, на нас клевещут, над нами издеваются.
Чем стяжали мы себе столько врагов? Неужели одним только нашим величием? Но где это величие? Где силы наши? Где завет прежней славы и прежних успехов? Где превосходство войск наших, столь стройно грозных под Красным Селом? Ещё недавно они залили своею кровью пожар венгерского мятежа; но эта кровь пролилась для того только, чтобы впоследствии наши полководцы тревожно озирались на воскресших нашею милостью австрийцев? Мы теперь боимся этих австрийцев. Мы не смеем громко упрекнуть их в неблагодарности; мы торгуемся с ними и, в ряду их, не могли справиться с турками на Дунае. Европа уже говорит, что турки переросли нас. Правда, Нахимов разгромил турецкий флот при Синопе, но с тех пор сколько нахимовских кораблей погружено в море! Правда, в Азии мы одержали две-три бесплодные победы, но сколько крови стоили нам эти проблески счастья! Кроме них — всюду утраты и неудачи! Один Севастополь силён и славен, хотя в продолжение десяти месяцев над ним разрываются английские и французские бомбы».
1. (П) Укажите время (с точностью до десятилетия), когда появились эти записки. Назовите войну, о неудачах России в которой пишет автор. Назовите российского императора, правившего страной в период окончания этой войны.
2. (Б) Какие примеры военных действий в развернувшейся войне приводит автор? Укажите три примера.
3. (В) Как назывался мирный договор, заключённый по итогам войны, о которой идёт речь? Укажите любые три условия данного договора.
Ответы:
1. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1
1) десятилетие — 1850-е гг.;
2) война — Крымская (Восточная);
3) император — Александр II.
2. В правильном ответе должны быть указаны следующие примеры:
1) Синопская битва;
2) военные действия в Азии (на Кавказском фронте);
3) оборона Севастополя.
Примеры могут быть приведены в иных формулировках.
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название мирного договора — Парижский;
2) условия, например:
— Чёрное море объявлялось нейтральным, и России и Османской империи запрещалось иметь там военные флоты и арсеналы;
— объявлялось свободным плавание по Дунаю;
— Россия лишалась протектората над Молдавией и Валахией; Могут быть приведены другие условия.
4. (В) В период правления Александра I в России были созданы военные поселения. Они представляли собой особую систему организации войск, которая сочетала военную службу с производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным. При Александре II военные поселения упразднили, их опыт был признан неудачным.
Укажите две цели создания военных поселений. Назовите одну причину неудачи реализации этой идеи.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) цели:
— подготовка обученного резерва войск;
— частичное упразднение рекрутских наборов;
— экономия средств государственного бюджета за счёт сокращения расходов на армию;
2) причины неудачи:
— экономическая неэффективность военных поселений;
— строгая регламентация жизни в военных поселениях;
— жестокое обращение командного состава с военными поселянами.
Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках.
5. (В) В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого народа и дворянства».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Ответ:
1) в подтверждение, например:
— быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом;
— многие новации в области культуры носили принудительный характер (брадобритие, ношение европейской одежды и др.);
— преобразования привели к углублению социального и культурного раскола общества, резкому разграничению культуры на народную, национальную и дворянскую, ориентированную на западноевропейские ценности;
2) в опровержение, например:
— реформы Петра I способствовали созданию системы учебных заведений, ориентированной на подготовку кадров отечественных специалистов (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия и др.);
— благодаря петровским преобразованиям государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, подготовка отечественных научных кадров, первые научные труды, основание Академии наук, открытие Кунсткамеры);
— процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве.
Могут быть приведены другие аргументы.
6. (В) Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Елизавета Петровна; 2) Григорий Потёмкин; 3) Николай Первый; 4) Александр Второй.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.