История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс - Черникова Т.В. 2016

Древнерусские земли в XII - начале XIII в
Искусство периода раздробленности

1. Архитектура

Отличия архитектуры XII — начала XIII в. от архитектуры Киевской Руси. Русское зодчество XII — начала XIII в. развило и переосмыслило традиции Киевской Руси. Собственно, именно в это время возникла национальная русская архитектура, так как появились первые русские зодчие, способные самостоятельно вести строительство.

В разных концах Руси предпочитали теперь разные строительные материалы, по-разному украшали здания. Архитектура XII — начала XIII в. — это совокупность отдельных школ, имевших общий исток и выработавших к XII в. характерный тип русского храма, который потом сохранялся на протяжении веков. Это крестово-купольный храм: четырех— или шестистолпный, с одной главой на высоком барабане и тремя выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. Другие стены лопатки делят на части, которые завершаются полукруглыми сводами — закомарами.

Храмы юга Руси. Наиболее известными памятниками архитектурной школы Киевской земли являются церковь Богородицы Пирогощи (1131 — 1136) на Подоле в Киеве, киевские Кирилловская (после 1146) и Васильевская (1183) церкви, Юрьевская церковь в Каневе (1144). Известны и имена некоторых южных зодчих, например, Петра Милонега. В 1199 г. он создал замечательное инженерное сооружение — подпорную стену церкви архангела Михаила Выдубицкого монастыря.

Борисоглебский собор в Чернигове

В архитектуре Черниговской земли прекрасно прослеживается развитие южнорусской архитектурной мысли. К примеру, Борисоглебский собор в Чернигове — типичная греческая постройка XII в. А церковь Праскевы Пятницы — образец храма нового типа. Она подобна башне, устремленной к небу.

Храмы Новгорода. После завершения строительства Святой Софии (середина XI в.) в Новгороде лет 50 не возводили монументальных зданий. Однако в XII в., с укреплением новгородских вольностей, здесь строят сразу несколько каменных храмов. Они выглядят приземистыми, почти не имеют украшений. Кажется, будто их лепили прямо руками, приделывая к основному кубу сильно выступающую апсиду, оставляя неровности и шероховатости кладки стен.

В таком стиле были построены собор Рождества Богородицы в монастыре Антония Римлянина, Георгиевский (Юрьевский) собор Юрьева монастыря, небольшая церковь Иоанна Предтечи на Опоках, церковь Пятницы на торгу.

Церковь Праскевы Пятницы в Чернигове. Элементы крестово-купольного храма

На Нередицком холме севернее Новгорода была возведена знаменитая своими фресками церковь Спаса на Нередице (1198).

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде

Зодчество Владимиро-Суздальской Руси. Первое каменное здание в Ростово-Суздальской земле появилось в 1108 г. Владимир Мономах велел архитекторам возвести в Суздале собор Успения Богородицы из бело-розовой плинфы. Посреди бревенчатых изб встал храм, поражавший красотой и размерами. Правда, через 50 лет он рухнул. Сын Мономаха Юрий Долгорукий построил новый — Рождества Богородицы.

В Кидекше Юрий Долгорукий поставил деревянный замок. Здесь же западноевропейские мастера возвели церковь Бориса и Глеба. Она представляла собой известняковый куб с узкими, похожими на бойницы окнами. Единственным украшением фасадов был аркатурный пояс из маленьких арочек — прообраз изящного аркатурно-колончатого убранства более поздних владимиро-суздальских церквей.

Подлинный расцвет владимиро-суздальского зодчества наступил в годы правления Андрея Боголюбского. Вводимому Андреем культу Богородицы были посвящены все основные постройки. Главная из них — Успенский собор во Владимире, который закончили за три года (1158 — 1161). Храм поражал высотой внутреннего пространства (выше киевской Софии), изяществом, обилием украшений, например и внешние, и внутренние стены расписали фресками. При Всеволоде Большое Гнездо однокупольный Успенский собор был окружен белокаменными стенами галерей и увенчан четырьмя новыми главами.

Рождественский собор в Суздале

Город Владимир при Андрее был укреплен новыми высокими валами и дубовыми стенами. Тогда же на въездах в город поставили Золотые, Серебряные и Медные ворота с надвратными часовенками: деревянные створы ворот были обшиты золоченой и серебряной медью, отшлифованными медными пластинами.

Успенский собор во Владимире

Золотые ворота во Владимире

В пригородной княжеской резиденции — городке Боголюбове — был создан целый архитектурный ансамбль: собор Рождества Богородицы и дворец. Завершили постройки к 1165 г. Император Фридрих Барбаросса прислал на подмогу русским мастерам своих зодчих. Общепризнанной жемчужиной древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), возвышающаяся на высоком искусственном холме (когда-то с него к воде вела белокаменная лестница).

В 1194 — 1197 гг. во Владимире построили еще один собор — Дмитриевский (Дмитрий Солун-ский был покровителем князя Всеволода Большое Гнездо, в крещении Дмитрия). Внешние стены этого одноглавого храма украшала затейливая резьба.

Лебединой песней зодчества домонгольской Северо-Восточной Руси стал Георгиевский собор (1230 — 1234) в Юрьеве-Польском. Именно он стал в XIV — XV вв. образцом для московских архитекторов.

Церковь Покрова на Нерли

2. Живопись и прикладное искусство

Мозаики и фрески. В XII — начале XIII в. при украшении интерьеров русские мастера стали отдавать предпочтение фрескам. Настенные мозаики в XII столетии еще создавались в Южной и Юго-Западной Руси. Северо-Восточная и Северная Русь их не знала. Фрагменты фресковой живописи XII — начала XIII в. обнаружены под позднейшими изображениями. Сохранилась фресковая живопись XII в. в киевской Кирилловской церкви. Уцелели отдельные фрагменты росписей Успенского и Дмитриевского соборов Владимира, а также суздальского Рождественского собора.

Дмитриевский собор во Владимире

Иконы. Иконы XII — XIII столетий напоминают монументальные росписи. Так, Богоматерь Великая Панагия из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле во многом походит на мозаичную Оранту Софии Киевской.

Богоматерь Великая Панагия. Икона конца XII — начала XIII в.

От XII — XIII вв. сохранилось несколько выносных икон. На высоких шестах такие двусторонние иконы поднимали над воинскими рядами. Одни из самых известных выносных икон — «Битва суздалъцев с новгородцами», «Дмитрий Солунский», «Ангел Златые Власы».

Ангел Златые Власы. Икона XII в.

Прикладное искусство. Русские ювелиры XII — начала XIII в. придерживались тех же приемов, что и мастера Киевской Руси. Памятников художественного ремесла XII — начала XIII в. сохранилось много. Это и украшения (колты, серьги, бляшки, диадемы, кресты, браслеты, пряжки), и оклады икон и книг, и дорогие сосуды и блюда, и произведения резчиков по камню, дереву, кости, и многие другие вещи. XII — начало XIII в. — это время расцвета искусства «малых форм».

1. Что нового появилось в архитектуре в XII — начале XIII в.?

2. Назовите архитектурные школы XII — начала XIII в. и их главные черты.

3. Расскажите о владимиро-суздальской архитектуре XII — начала XIII в.

4. Как развивалась живопись в XII — начале XIII в.?

5. Расскажите о прикладном искусстве XII — начала XIII в.






Для любых предложений по сайту: [email protected]