История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс - Черникова Т.В. 2016
Московское государство во второй половине XV-XVI в
Искусство эпохи единого государства
1. Архитектура
Зодчество XV в. Во второй половине XV в. в Москве, Новгороде и других городах создавалось много каменных дворцов, теремов, соборов. В объединяемой Москвой Руси стал вырабатываться новый общерусский стиль, сочетавший традиции владимирской архитектуры и достижения европейского, особенно итальянского, зодчества. Интереснейший памятник архитектуры — дворец царевича Дмитрия, который возвели в 1480 — 1484 гг. в Угличе.
В зодчестве Великого Новгорода суровые архаические формы сочетались с элементами западной готики. Среди памятников XV в. особенно выделяется Грановитая палата. Свое название она получила из-за того, что ее своды расходятся веером граней. Палата была построена в первой трети XV в. по приказу архиепископа Евфимия.
Дворец царевича Дмитрия в Угличе
Соборно-дворцовый ансамбль Московского Кремля. Известняковый Кремль Дмитрия Донского за 100 лет обветшал. Иван III повелел разобрать его и заказал итальянским мастерам новую крепость из кирпича. С XV в. красный кирпич изготовлялся в России по североитальянской технологии. Зодчие Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз использовали все достижения архитектуры того времени. У Московского Кремля есть много «близнецов» в Ломбардии и швейцарском кантоне Тичино.
Новый Кремль (1485 — 1495) имел традиционную для всех московских кремлей треугольную форму. Высота его стен колебалась от 9 до 15 м, ширина — от 3 до 5 м. Со стороны реки стены менее широкие, а самые мощные на Рву (современная Красная площадь). Имелось 18 башен. Большие башни сами являлись крепостями и могли вести автономный бой. В Водовзводной башне вырыли колодец, а от Тайницкой соорудили подземный ход к Москве-реке. В Константино-Еленинской башне находилась тюрьма. Каждая башня делилась на этажи, имела «секреты». Высоких шатров на башнях в XV — XVI вв. не было, их возвели в XVII в.
Кремль со стороны Москвы-реки: Благовещенский, Успенский, Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого (слева направо)
Грановитая палата Московского Кремля
При Иване III начал формироваться ансамбль кремлевских соборов и дворцов. В 1475 — 1479 гг. из белого камня возвели пятиглавый Успенский собор. Его архитектор болонец Аристотель Фиораванти взял за образец Успенский собор во Владимире. В 1484 — 1489 гг. псковские зодчие построили домовую дворцовую церковь — Благовещенский собор. В 1487 г. Марк Фрязин на левой стороне Боровицкого холма соорудил Набережную палату. Справа от нее стоял Казенный двор, где хранилась казна. В 1487 — 1491 гг. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари возвели Грановитую палату, облицованную гранеными блоками. В этой палате принимали иноземных послов.
В 1505 — 1508 гг. венецианский архитектор Алевиз Новый построил собор архангела Михаила. Рядом с ним вознеслась колокольня Ивана Великого. За колокольней лежала Ивановская площадь, на которой дьяки выкрикивали указы (отсюда пошло выражение «кричать во всю Ивановскую»).
Шатровый стиль. В начале XVI в. возник новый стиль русского каменного зодчества — шатровый. До сих пор ведутся споры о его происхождении. Историк И. Е. Забелин (вторая половина XIX в.) считал, что шатровый стиль связан с русским деревянным зодчеством. Другие исследователи полагают, что это заимствование из западной готики.
Собор Покрова Богородицы на Рву
Величайшими памятниками шатрового стиля являются храм Вознесения в селе Коломенском и собор Покрова Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади. Покровский собор состоит из восьми разновеликих столпообразных храмов, окружающих находящуюся в центре церковь с высоким шатром. Храм отличает скромная внутренняя отделка. Его стены частью просто побелены, а частью раскрашены под кирпич и украшены орнаментом. В XVII в. храм расписали снаружи разноцветными красками, и он принял свой современный вид. Во второй половине XV — XVI столетии в России развернулось строительство каменных крепостей. Мощные оборонительные сооружения были возведены в Иван-городе, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Можайске. После включения Казани и Астрахани в состав России в этих городах появились каменные кремли. Стенами обносились и монастыри. До сих пор поражают своим величием укрепления Соловецкого монастыря, сложенные из огромнных валунов.
2. Живопись
Дионисий. Самым знаменитым художником второй половины XV в. был Дионисий (ок. 1440 — после 1502 — 1503). Он украшал Успенский собор в Москве и создавал фрески Ферапонтова монастыря на Белоозере.
Дионисий работал в светлых, бирюзово-сиреневых тонах. Его образы исполнены изящества. Фигуры гибкие и стройные, с удлиненными пропорциями, кажутся невесомыми и как будто парят в воздухе. Эмоциональная наполненность, которая была так сильна у Андрея Рублева, отошла у Дионисия на второй план, но тонкий вкус Дионисия не дал его творениям «утонуть» во внешней красивости.
Дионисий. Встреча Марии и Елизаветы. Фреска
3. Скульптура. Прикладное искусство
В XV — XVI вв. значительно возросло мастерство резчиков. Оригинальным памятником является царское место в Успенском соборе в Москве (1551). Деревянный позолоченный рельеф рассказывает легенду о бармах и «шапке Мономаха», с другой стороны изображено заседание Боярской думы во главе с Иваном IV.
Образцом русской скульптуры являются работы В. Д. Ермолина. В 1464 — 1466 гг. этот известный московский строитель украсил Фроловские (Спасские) ворота Кремля двумя рельефами и статуей Георгия Победоносца. Фрагмент этой статуи ныне находится в Третьяковской галерее.
В прикладном искусстве русскими мастерами были достигнуты большие успехи. Достаточно взглянуть на вещи, хранящиеся в Оружейной палате в Москве. Сама Оружейная палата возникла в Москве на основе великокняжеской сокровищницы в конце XV — начале XVI столетия. Там хранилось драгоценное оружие, различные ювелирные украшения, символы царской власти и т. п.
Оклад Евангелия
1. Что нового появилось в русском зодчестве в XV — XVI вв.?
2. Назовите наиболее значительные памятники архитектуры того времени.
3. Расскажите о творчестве Дионисия.
4. Что вы можете сказать о развитии скульптуры и прикладного искусства на Руси в XV — XVI вв.?