История средних веков - Поурочное планирование
Города в Западной Европе - КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
План вводной беседы.
1. Города на карте средневековой Европы.
2. «Городской воздух делает свободным».
3. Исходное противоречие: средневековое общество отличалось сословной замкнутостью, и принадлежность к сословию определялась происхождением. Но вот мы встречаем нарушение этого, казалось бы, непреложного правила. Надо было, видимо, обладать немалой силой, чтобы сломать устоявшийся порядок, заставить считаться с собой и герцогов, и королей, и императора...
Документ для анализа
«Если же какой-либо чужак пришел жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом и сам он в этом не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом».
Из городского права, дарованного императором Фридрихом II городу Гослару 13 июля 1219 г.
Учебная задача урока: почему города стали влиятельной силой в средневековой Европе?
План организации учебной деятельности.
1. Почему в Европе возродилась городская жизнь?
2. Из-за чего начались конфликты между городами и феодальными сеньорами?
3. В чем была сила горожан?
Контрольный тест
1. Города в средневековой Европе стали центрами торговли и ремесла. (+)
2. Горожан сплачивали общие интересы и общие представления о мире. (+)
3. В борьбе с сеньорами города нередко получали помощь королей. (+)
4. Города создавались на свободных, «ничейных» землях. (-)
5. Горожане были умнее феодалов и крестьян. (-)