История средних веков - Поурочное планирование
Культура Китая - АЗИЯ, АФРИКА И АМЕРИКА
План вводной беседы.
1. Культ грамотности и образованности в Китае.
2. Основные китайские изобретения и открытия, заимствованные другими народами.
3. Исходное противоречие: при китайской системе отбора талантов, при внимании китайцев к образованию неудивительно, что столько открытий и изобретений сделали китайские ученые — компас, порох, книгопечатание... Вот только лучше распорядиться всем этим почему-то смогли не китайцы, а европейцы...
Документ для анализа
«...Устанавливались следующие категории: выдающийся талант, знаток канонических книг, даровитый ученый, выдающийся ученый, знаток законов, знаток письменности, знаток математики, знающий одну историю, три истории, книгу «Обрядов», рекомендуемый провинцией, способный подросток.
Категория знатока канонических книг подразделялась на следующие: (знающий) 3 закона, 2 закона, 1 закон, 3 книги об обрядах, 3 повествования...
То, что «Сын Неба» издавал указы и лично проводил отбор, имело целью привлечение наивысших талантов и называлось императорский отбор...»
«Новая Танская история» (хроника династии Тан, XI в.)
Учебная задача урока: почему китайские изобретения не находили широкого применения в самом Китае?
План организации учебной деятельности.
1. В каких отраслях знания китайцы добились наибольших успехов?
2. Почему изобретения и открытия редко находили массовое применение и медленно совершенствовались?
3. Почему некоторыми китайскими достижениями лучше воспользовались европейцы?
Контрольный тест
1. Многие секреты мастерства китайцы бережно хранили и держали в секрете. (+)
2. В смутные времена многие изобретения и открытия забывались. (+)
3. Правители запрещали китайцам пользоваться любыми изобретениями. (-)
4. Главное внимание китайцы уделяли искусству и гуманитарным наукам, а не технике и точным наукам. (+)
5. Часто те или иные открытия и изобретения привлекали внимание императоров и крупных чиновников, но народ оставался к ним равнодушен. (+)