История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ
Внутренняя политика Александра II (1855-1881 гг.). Реформы 1860-1870-х гг. - Россия в 1860-1890-е гг. - Россия в ХІХ в.
3.2.1. Внутренняя политика Александра II (1855-1881 гг.)
Реформы 1860-1870-х гг.
Александр — первый сын великокняжеской семьи Николая Павловича и Александры Федоровны — родился 17 апреля 1818 г. Когда Александру исполнилось шесть лет, воспитателями и наставниками его были назначены К. К. Мердер и В. А. Жуковский.
Капитан К. К. Мердер — боевой офицер, генерал, ветеран наполеоновских войн. Последние 10 лет своей жизни он неотлучно находился при цесаревиче. Мердер имел репутацию человека доброго, умного и исключительно порядочного. Поэт В. А. Жуковский был известен своей просвещенностью, педагогическим опытом. Он был близок к императорской семье. По рекомендации вдовы Павла I Марии Федоровны — императрицы-матери — он преподавал русский язык великой княгине Александре Федоровне.
Специально для Александра В. А. Жуковский составил «План учения», который был рассчитан на двенадцать лет и получил личное одобрение Николая I. Главной целью воспитания и обучения являлось «образование для добродетели».
Под руководством Мердера и Жуковского Александр получил прекрасное образование и усвоил твердые нравственные принципы. Большое значение придавалось истории. Александру читался курс и отечественной, и всеобщей истории. Цесаревичу нравились эти занятия; большую радость вызывали книги по истории, которые дарил ему отец.
Александр успешно овладел французским, немецким, английский и польским языками, математикой и другими дисциплинами. Его образование было лучше и основательнее, чем у его отца. Николай I, поощряя учение сына, тем не менее заботился о том, чтобы он стал военным человеком, иначе, по мнению царя, он будет потерян для своего века. Жуковский, в свою очередь, настаивал на том, что истинное могущество царя не в числе его воинов, а в благоденствии его народа, и стремился ограничить военные занятия шестью летними неделями в год. Но все же Александр, как и все Романовы, быстро пристрастился к военным смотрам и парадам.
В день совершеннолетия (16 лет) Александр произнес «клятвенное обещание в лице наследника престола» в большой церкви Зимнего собора и в Георгиевском зале при торжественном собрании по случаю вступления в действительную службу. Тогда же финский минералог Н. Норденшильд открыл на Урале драгоценный минерал и назвал его в честь совершеннолетия цесаревича александритом.
В 1835 г. великий князь Александр прослушал практические курсы о российских законах, военной науке, финансах и дипломатии. «Беседы о законах» проводил с ним М. М. Сперанский, который внушал своему ученику уважение к закону, учил различать самодержавие и самовластие. Курс о финансах читал министр финансов Е. Ф. Канкрин; советник Министерства иностранных дел Ф. И. Брунов рассказывал о внешней политике России со времен Екатерины II; генерал А. Жомини — о военной политике и стратегии России. Согласно традиции, воспитание Александра завершилось путешествием для ознакомления с Россией и Европой.
Во время путешествия по России в 1837 г., которое длилось около восьми месяцев, Александр с наставниками, воспитателями и свитой посетил 29 губерний. Первым из Романовых Александр побывал в Сибири, где видел поселенных там декабристов и проникся искренним состраданием к ним. Он ходатайствовал перед отцом о смягчении их участи, и царь сократил некоторым сроки их изгнания. За время путешествия по стране цесаревичу было подано шестнадцать тысяч прошений.
Больше года (1838—1839 гг.) длилось путешествие по Европе. Александр посетил Пруссию, Швецию, Данию, немецкие и итальянские герцогства и королевства, Австрию, Голландию, Англию и всюду производил впечатление человека, превосходно воспитанного. Путешествие повлияло и на личную жизнь Александра, он познакомился с принцессой Марией Гессен-Дармштадтской, которая в 1841 г. стала его женой. В этом браке родились дети — шестеро сыновей и одна дочь.
Приобщая цесаревича к управлению страной, Николай I назначил его присутствующим в Государственный совет, затем — в Комитет министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. В эти годы Александр не имел сколько-нибудь критического отношения к политической и государственной программе отца и проявлял полную приверженность к существующим порядкам, не помышляя об освобождении крестьян и либеральных преобразованиях. Он продолжал интересоваться военным делом, продвигался по военной лестнице, повышаясь в чинах, званиях и должностях, и в армии воспринимался как человек храбрый и мужественный. Но участие в государственных учреждениях было не бесполезным. Александр обратил внимание на необходимость решения крестьянского вопроса и на ту силу, которая может его решить — созданную и контролируемую царем высшую бюрократию. Дальше этого, очевидно, его рассуждения не шли: время преобразований еще не наступило.
Крымская война стала печальным итогом правления Николая I.
В феврале 1855 г. Николай умер, успев сказать наследнику: «Сдаю тебе команду не в полном порядке...» Порядок было суждено наводить Александру.
Вступив на престол, Александр II намеревался продолжать политику своего отца. Однако вскоре внешние обстоятельства — поражение России в Восточной (Крымской) войне — заставили нового императора обратиться к назревшим в стране проблемам. Война продемонстрировала экономическую отсталость России. Для многих становилось очевидной возможность утраты Россией мирового статуса и скатывания в разряд второстепенных держав. В общественных кругах бурно обсуждался вопрос об освобождении крепостных. Однако не только печальный исход Восточной (Крымской) войны обращал общественное сознание к необходимости реформ.
Одной из серьезных причин, заставивших верховную власть решиться на отмену крепостного права, являлся кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и исчерпавшая себя экономика крепостничества.
Беспредельный рост барщины и оброка усиливали бедственное положение крестьян. Недовольство крестьян выливалось в восстания. В годы войны многие покидали помещиков и записывались в ополчение, за участие в котором якобы обещалась личная свобода. Вскоре самовольный уход превратился в массовое бегство. На рубеже 1850—1860-х гг. обстановка в стране отличалась крайней напряженностью. Очевидным был кризис и дворянства как сословия, и помещичьего хозяйства как формы сельскохозяйственного производства.
36-летнему императору предстояло разобраться в происходящем, найти пути выхода из кризиса, отыскать мудрых сановников-реформаторов, во многом преодолеть себя. Не одной бессонной ночи стоила Александру II знаменитая речь, которую он произнес в марте 1856 г. в Москве перед предводителями дворянства. В ней были такие слова: «…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока его отменят снизу». У Александра хватило сил для того, чтобы от слов перейти к делу.
Не имея никакой общей программы, Александр, опираясь на поддержку компетентных государственных деятелей, начал принимать решения, которые выходили за рамки старой системы и даже были прямо противоположными ей. Россия постепенно становилась на путь реформ.
Еще в 1855 г. был закрыт высший Цензурный комитет, что явилось отказом от цензурного террора. Гласность стала первым проявлением александровской оттепели.
Следующими мерами были свободная выдача заграничных паспортов, к коронации была объявлена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам восстания в Польше 1830—1831 гг.
Понимая, что дальнейшее сохранение крепостного права чревато массовыми крестьянскими волнениями и подрывом авторитета России, Александр пытается решить этот вопрос, заручившись поддержкой дворянства. Пока же дворянство не спешило с необходимой правительственной инициативой, Александр, в традициях николаевской системы, учредил очередной Секретный (позднее — Главный) комитет по крестьянскому делу (1857 г.).
Ряд обстоятельств благоприятствовал замыслам Александра и способствовал началу реформ. Поражение России в Крымской войне не дало противникам реформ открыто выступать против них; кроме того, Александра II поддерживала собственная семья, в которой были его единомышленники: его супруга, его тетка великая княгиня Елена Павловна и брат великий князь Константин Николаевич.
В 1855 г. известный либеральный общественный деятель, историк, юрист, до 1858 г. преподаватель у наследника престола К. Д. Кавелин составил «Записку о освобождении крестьян в России». В ней он отмечал пагубное влияние крепостного права на все стороны жизни. Эта «Записка» во многом повлияла на формирование общественного мнения и на взгляды самого царя.
Пока большинство дворян избегали инициатив в решении крестьянского вопроса, небольшая группа либерально настроенных помещиков выдвинула свои проекты отмены крепостного права.
В 1856 г. со своим видением крестьянской реформы — «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» — выступил помещик Самарской губернии Ю. Ф. Самарин. Известный славянофил, своим идеалом он считал вольный труд свободного общинника и выступал за отмену крепостного права с позиций необходимости укрепления крестьянской общины.
Проект Ю. Ф. Самарина предполагал постепенный (в течение 10—12 лет) перевод крестьян из крепостного состояния в свободное. За это время крестьяне должны были отрабатывать обязательную барщину в качестве платы за предоставленную им землю.
Предводитель тверского дворянства А. М. Унковский в своей «Записке», поданной царю в 1857 г., предлагал сразу освободить крестьян с землей, а помещиков одновременно вознаградить как за землю, которую они крестьянам отдадут, так и за «самих освобождаемых крестьян». Крестьяне должны были выкупать предоставленную землю, а возмещение убытков помещикам от освобождения крестьян распределялось «на все сословия».
Полтавский помещик М. П. Позен предлагал большую часть земли сохранить за помещиками, а крестьян наделить самым минимальным ее количеством.
В течение 1857—1858 гг. в губерниях из числа местных помещиков были учреждены комитеты для подготовки проектов крестьянской реформы. Подготовленные ими материалы поступали для рассмотрения в так называемые Редакционные комиссии при Главном комитете. Председателем их был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Он принадлежал к тому слою прогрессивных, по государственному мыслящих людей, который в 1830—1850 гг. сформировался в бюрократической среде. Эту группу ученые назвали либеральной бюрократией. Виднейшими ее представителями, наряду с Я. И. Ростовцевым, были Н. А. и Д. А. Милютины, В. И. Даль, П. П. Семенов и др. Покровительствовал либеральным бюрократам великий князь Константин Николаевич. Всех этих людей объединяло единство взглядов на планы предстоящих реформ. В качестве председателя Редакционных комиссий Я. И. Ростовцев отстаивал освобождение крестьян с землей. Завершить разработку реформы Ростовцев не успел. После его смерти на это место был назначен граф В. Н. Панин, известный как крепостник и консерватор. Однако, получив от царя соответствующие указания, он ничего в проекте, подготовленном при Ростовцеве, не изменил.
10 октября 1860 г. редакционные комиссии были закрыты как выполнившие свои задачи. Завершающий этап работы по подготовке реформы был перенесен в Главный комитет, его Председателем был назначен сторонник реформ великий князь Константин Николаевич. Утвержден же проект был в Государственном совете. 19 февраля 1861 г. Александр II лично подписал основные акты реформы. Они включали в себя царский манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и другие правовые документы, которые регулировали общественные отношения после отмены крепостного права.
Согласно этим документам, крестьяне объявлялись юридически свободными, т.е. переставали быть собственностью помещика и наделялись гражданскими правами (переходить в другие сословия, поступать на службу, приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься промыслами по своему усмотрению и др.).
Крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Размер земельного надела в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) был разным — от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше официально установленной нормы, то помещик имел право отрезать излишек. При этом у крестьян отбирались лучшие земли.
Земля предоставлялась за выкуп. Размер его определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян прежде в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6 % годовых должен был давать помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка; 20 % стоимости надела крестьянин должен был уплатить помещику сразу. Остальные 80 % выплачивало государство. Таким образом, помещик получал выкупную сумму единовременно. Выкупная сумма, уплачиваемая государством, рассматривалась как предоставленный крестьянам заем, который затем с них взыскивался ежегодно с процентами в течение 49 лет.
Получалось, что крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше ее реальной рыночной стоимости. При этом государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. В итоге земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью крестьянской общины. Продать свой надел крестьянин не мог, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами общины.
Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20 % стоимости надела, считались временно обязанными и должны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве, хотя были уже лично свободными. Фактически это положение растянулось на 20 лет (лишь законом 1881 г. последние временно обязанные крестьяне были переведены на выкуп).
Контроль за осуществлением реформы, решение различных вопросов, связанных с ее проведением, рассмотрение земельных споров между помещиком и крестьянином осуществляли на местах мировые посредники. Несмотря на все свои недостатки (сохранение в деревне феодальных пережитков и прежде всего — помещичьего землевладения; отсутствие у крестьян возможностей полностью перестроить свое хозяйство на капиталистический лад, так как земля не была передана крестьянам в безраздельную собственность), крестьянская реформа 1861 г. имела историческое значение. В России была ликвидирована крепостническая система. Крестьянство стало юридически свободно. Реформа создала условия для дальнейшего развития российской экономики и утверждения в ней капиталистического уклада.
Реформа не только привела к изменению социальной структуры общества, но и повлекла за собой реформы в других его сферах, коренным образом изменившие российскую действительность. Не осталось незамеченным современниками личное участие царя в решении крестьянского вопроса. «Он нашел в себе силы, у него хватило воли и мужества отказаться от удобного, привычного, и повести Россию по трудному пути нового развития. Если бы даже в его царствование больше ничего не случилось, если бы тогда он покинул земные пределы, то все равно в памяти народной, в летописях истории остался бы крупным преобразователем» (А. Н. Боханов, современный российский историк).
1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Началось осуществление земской реформы. Земскими учреждениями являлись выборные органы губернского и уездного самоуправления, состоящие из представителей всех сословий. Главным их назначением являлось решение на местах хозяйственных вопросов: благоустройства, здравоохранения, устройства и содержания школ, страхования, строительства дорог, больниц и т.д. На содержании земств находились земские врачи, учителя, агрономы и другие служащие. Политических прав земства были лишены.
Выборы в земства проводились один раз в три года по трем куриям (группам избирателей): 1) землевладенческой; 2) городских избирателей; 3) выборных от крестьянских обществ. Выбранных по куриям называли земскими гласными. «Гласные» собирались ежегодно на губернские и уездные земские собрания. На этих собраниях, которые являлись распорядительными органами, избирались земские управы (исполнительные органы). Председатель земской управы утверждался министром внутренних дел. Земства имели хозяйственно-финансовую самостоятельность, финансовой опорой их деятельности были местные сборы, назначаемые самими земствами.
Создание земств было важным шагом на пути формирования гражданского самосознания. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Несмотря на преобладание в этих учреждениях представителей дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс. Земский врач считался символом самоотверженного служения простому народу.
Земской реформе были присущи и недостатки. Земства вводились лишь в 34 губерниях Центральной России. Постановления земских учреждений находились под контролем губернатора. Куриальная система выборов строилась фактически по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества землевладельцам. Круг вопросов, решаемых земствами, был строго регламентирован.
По типу земской была проведена городская реформа.
16 июня 1870 г. было утверждено новое Городское положение, согласно которому в городах создавались всесословные выборные учреждения — городские думы и городские управления. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25-летнего возраста и платившие городские налоги.
Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в городскую казну налогов, делились на три курии. Каждая курия избирала в городскую думу одинаковое количество «гласных».
Городские думы избирали постоянно действующие исполнительные органы — городские управы и городского голову (он одновременно являлся председателем и городской думы, и городской управы).
Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Компетенция органов городского самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений. Как и земская, городская реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.
На основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864 г., была проведена судебная реформа. Новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности и состязательности судопроизводства; независимости судей; выборности некоторых судебных органов (мировых судей).
Были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды создавались в городах и уездах, они рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах — городскими думами. Правосудие они осуществляли единолично. Для мировых судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз.
Система общих судов включала в себя окружные суды и судебные палаты.
Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, которые совершали лица, имевшие чин выше титулярного советника. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.
Окружной суд рассматривал сложные уголовные и гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. К присяжным предъявлялись высокие требования: устанавливался возрастной и имущественный ценз, личная характеристика должна была быть безупречной.
Как и другие реформы, судебная реформа сохранила некоторые феодальные пережитки (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников). Тем не менее, она была вполне передовой и последовательной. Многие компоненты этой реформы нашли свое применение и в современной судебной системе Российской Федерации.
Под руководством военного министра Д. А. Милютина была подготовлена и осуществлена военная реформа. Отменялась рекрутская система комплектования армии и вводилась всеобщая воинская повинность. Призыву подлежали лица всех сословий, достигшие 20-ти лет. Общий срок действительной службы составлял шесть лет, после чего на девять лет шло зачисление в запас. Во флоте — семь лет действительной службы, три — в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался. Существовали льготы для всех сословий по семейному положению (не брали в армию единственного сына у родителей, единственного кормильца и др.). Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формируемое лишь во время войны.
Реформировались военно-учебные заведения: общее образование было отделено от специального (общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную — в военных училищах). Были открыты Военно-юридическая и Морская академии.
Осуществлялось перевооружение армии, изменения произошли в системе боевой подготовки. В армии были отменены телесные наказания, вводилось систематическое обучение солдат грамоте.
Военная реформа повысила боеспособность российской армии, превратила ее в массовую армию буржуазного типа. Переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословным ограничениям.
Реформирование затронуло также систему образования (1863—1864 гг.). Теперь создавать учебные заведения могли земства, общественные организации и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов — государственных, земских, церковно-приходских, воскресных.
Была реорганизована система среднего образования. Основным типом учебного заведения этой ступени стали гимназии (классические и реальные). В них принимали детей всех сословий. Плата за обучение в этих учебных заведениях была довольно высокой.
Шло становление и развитие женского образования. Высшие женские курсы университетского типа были открыты в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем женщины были допущены к обучению в университетах, но в качестве вольнослушателей.
Был утвержден новый устав для университетов, дававший им значительную автономию. Все вакансии в этих высших учебных заведениях заполнялись путем выборов.
Либеральные реформы коснулись и печати. В 1865 г. были изданы «Временные правила о печати», которые смягчили предварительную цензуру книг и периодической литературы.
В целом, несмотря на непоследовательный, во многом противоречивый характер реформ, они стали важной вехой в истории России, изменив политическую систему государства, дав толчок быстрому экономическому и культурному развитию страны. Логическим их продолжением могло стать принятие умеренных конституционных предложений министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова. Время, когда он находился во главе внутренней политики государства, современники назвали «диктатурой сердца».
Лорис-Меликов, ставший министром внутренних дел в условиях нараставшей конфронтации в обществе, пытался устранить разлад между неограниченной самодержавной властью и либеральной частью общества. Он проводил политику, направленную, с одной стороны, на борьбу с революционным движением, с другой — на продолжение реформ. Предложенная им царю программа предполагала расширение местного самоуправления, смягчение цензуры, завершение крестьянской реформы обязательным выкупом и т.д. К обсуждению преобразований предлагалось привлечь представителей общественности. При Государственном совете мыслилось учреждение «Общей комиссии», в которую наряду с назначенными правительством членами вошли бы представители от земств и городов. Рассмотренные законопроекты должны были вноситься на окончательное обсуждение Государственного совета, в который также включались бы представители общественных учреждений.
Одновременно Лорис-Меликов вел бескомпромиссную борьбу с революционерами. В начале 1881 г. были арестованы наиболее активные участники «Народной воли» — А. Михайлов, А. Желябов и др.
Александр II одобрил предложенный Лорис-Меликовым проект. Утром 1 марта 1881 года царь выразил желание созвать через несколько дней Совет министров для его обсуждения. Обозначился мирный путь движения России к правовому государству и конституции.
Однако 1 марта 1881 г. царь был убит народовольцами. Завершить экономические и политические преобразования император не успел. Вступивший на престол Александр III отверг проект, а сам Лорис-Меликов вскоре вышел в отставку.