Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Дискретная форма представления информации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ;
• метапредметные — понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;
• личностные — навыки концентрации внимания.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение сущности процесса дискретизации информации;
2) систематизация представлений о двоичном кодировании; рассмотрение общей схемы перевода символов произвольного алфавита в двоичный код;
3) выявление взаимосвязи между разрядностью двоичного кода и возможным количеством кодовых комбинаций;
4) обоснование универсальности двоичного кодирования;
5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• дискретизация;
• алфавит;
• мощность алфавита;
• двоичный алфавит;
• двоичное кодирование;
• разрядность двоичного кода.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Двоичное кодирование”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация “Определение понятия “кодирование информации”” (135044);
2) анимация “Понятие “код”” (134945);
3) анимация “Примеры кодов” (135115);
4) анимация “Определение понятия “перекодирование информации”” (135147);
5) тест по теме “Кодирование информации” — “Система тестов и заданий N10” (134851);
6) виртуальная лаборатория “Цифровые весы” (135009).
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;
2) проверка изученного материала по вопросам 1-10 к § 1.4.
Далее ученикам можно предложить в течение 10 минут ознакомиться с анимациями 1-4 и выполнить тест по теме “Кодирование информации”.
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Двоичное кодирование”. В процессе изложения материала выполняются задания № 36, 37, 38, 42, 43, 44, 51 в РТ.
В рабочей тетради имеется подборка из 19 заданий, так или иначе относящихся к рассматриваемой на уроке теме. В полном объеме эти задания предназначены для мотивированных школьников, планирующих сдавать ОГЭ и ЕГЭ.
Домашнее задание
§ 1.5, вопросы и задания № 1-10 к параграфу; № 39, № 41, № 46, № 49, № 52 в РТ.
Дополнительное задание: самостоятельно познакомиться с виртуальной лабораторией “Цифровые весы”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 7. i = 5, N = 32.
№ 10. i = 5, N = 32, 32 > 26. Достаточно.
№ 11. НАИГАЧ
Задания в рабочей тетради
№ 36. 3.
№ 37. 2.
№ 38. 8 последовательностей: +++, ++-, +-+, +--, -++, -+-, --+, ---.
№ 39. N = 64, i = 6.
№ 40. Нет. Пятиразрядный двоичный код позволяет закодировать ровно 32 разных символа.
№ 41. 4 лампочки; их достаточно для передачи 16 сигналов.
№ 42. В английском алфавите 26 букв. Следовательно, для кодирования символов этого алфавита потребуется пятиразрядный двоичный код. Если передаваемое сообщение состоит из 20 символов английского алфавита, то в рассматриваемом двоичном коде ему будет соответствовать 100 символов.
№ 43. 4.
№ 44. 3) AABCDEBC.
№ 45. 2) NONAME.
№ 46. 2.
№ 47. Все варианты ответов начинаются с буквы “С”, которым в двоичной строке должны соответствовать три первых символа 100. На втором месте (судя по вариантам ответа) может быть либо буква “В”, либо буква “А”, которым соответствуют двоичные цепочки 10 и 011. В декодируемой двоичной строке есть 011, т. е. в ответе на втором месте должна стоять буква “А”. Этому условию удовлетворяю 2-й и 3-й варианты ответа; варианты 1 и 4 из дальнейшего рассмотрения исключаем. Итак, на третьем месте (судя по вариантам ответа) может быть либо буква “D”(110), либо буква “Е” (01). В декодируемой двоичной строке есть 01, т. е. в ответе на третьем месте должна стоять буква “Е”. Это 2-й вариант ответа: CADEB. Можно закодировать его в соответствии с кодовой таблицей и убедиться, что полученная строка полностью совпадает с исходной двоичной строкой.
№ 48. Анализ закодированного сообщения показывает, что в исходном слове должно быть 6 символов, причем 1-й и 5-й, а также 3-й и 6-й символы должны попарно совпадать. Таким условиям соответствует слово “ресурс”, ответ: 4.
№ 49. 3) озон.
№ 50. 1001100011, наибольшее число подряд идущих нулей — 3.
№ 51. 3.
№ 52. АТЖУАТХА.
№ 53. ПРТИПЙ, 6 букв.
№ 54. Закодируем переданное сообщение: 1101001. Так как код буквы “Б” является началом кода букв “В” и “Г”, а код буквы “В” можно рассматривать как код цепочки “БА”, то возможны следующие варианты декодирования полученной двоичной строки: ББАБААБ, БВБААБ, ББАВАБ, БВВАБ, ГАВАБ, ГАБААБ.