Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Персональный компьютер - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты
• предметные — знание основных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик;
• метапредметные — понимание назначения основных устройств персонального компьютера;
• личностные — понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.
Решаемые учебные задачи:
1) систематизация знаний учащихся об основных устройствах персонального компьютера;
2) рассмотрение основных качественных и количественных характеристик устройств персонального компьютера (по состоянию на текущий период времени);
3) развитие представлений о компьютере как инструменте выхода в Интернет; формирование общих представлений о компьютерных сетях, ведение понятия скорости передачи данных.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• персональный компьютер;
• системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жесткий диск;
• внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки;
• компьютерная сеть;
• сервер, клиент.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Персональный компьютер”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация “Составляющие системного блока” (134863);
2) анимация “Системный блок (вид сзади)” (135112);
3) анимация “Системный блок ПЭВМ” (134890);
4) анимация “Накопитель на жестких магнитных дисках (НЖМД)” (135012);
5) анимация “Открытая архитектура ЭВМ” (135123);
6) интерактивное задание “Программа-тренажер “Устройство компьютера-2”” (119274);
7) анимация анимации “Мышь: механическая” (135006);
8) анимация “Мышь: оптико-механическая” (134877);
9) анимация “Мышь: оптическая” (135140);
10) анимация “Мышь: современная оптическая” (134828);
11) анимация “Клавиатура ПЭВМ: принципы работы; устройство клавиши” (134923);
12) анимация “Клавиатура ПЭВМ: принципы работы; сканирование клавиш” (135019).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
• информационный, практический и контрольный модули по теме “Конфигурация компьютера. Выбор конфигурации в зависимости от решаемых задач”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) проверка изученного материала по вопросам к § 2.1;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;
3) заслушивание краткого сообщения одного из учеников о внутренней памяти компьютера.
В качестве разминки можно предложить ученикам выполнить задание № 85 в РТ.
Далее можно излагать материал урока на основе презентации “Персональный компьютер” из электронного приложения к учебнику и анимаций “Составляющие системного блока”, “Системный блок (вид сзади)”, “Системный блок ПЭВМ”, “Накопитель на жестких магнитных дисках (НЖМД)”, “Открытая архитектура ЭВМ”. По ходу изложения материала рекомендуется выполнять задания № 78, 86, 87, 88, 89, 93 в РТ.
Для закрепления полученной информации можно использовать программу-тренажер “Устройство компьютера-2”, организовав индивидуальную работу учеников или выполняя задание во фронтальном режиме на большом экране. Далее можно обсудить результаты выполнения заданий № 79, 80, 81 в РТ.
В зависимости от уровня подготовки учащихся можно воспользоваться информационными, практическими и контрольным модулями ФЦИОР по теме “Конфигурация компьютера. Выбор конфигурации в зависимости от решаемых задач”.
В практической части урока можно организовать выполнение в текстовом процессоре заданий 4.3 и 4.7 (раздел учебника “Задания для практических работ” в конце главы 4).
Домашнее задание
§ 2.2, вопросы и задания № 1-4 к параграфу; № 90, 91, 92, 94, 101 в РТ.
Дополнительные задания: подготовить сообщение на тему “История мыши” или “Принцип работы клавиатуры” с использованием анимаций; № 102 в РТ.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 6. См. комментарии к № 84 в РТ.
№ 7. 10 500 байтов (при условии, что для хранения одного символа требуется 8 битов).
№ 8. 7 кг.
№ 9. 3 750 Кбайтов.
№ 10. См. комментарии к № 101 в РТ.
Задания в рабочей тетради
№ 88. Необходимых и достаточных.
№ 89. 12 600 байтов.
№ 90. ≈ 1165,1 кг.
№ 91. 2 диска.
№ 92. 176 CD.
№ 93. ≈ 2,7 с.
№ 94. 1 с.
№ 95. ≈ 98 с.
№ 96. ≈ 5 минут.
№ 97. 1280 стр.
№ 98. 15 Мбайт.
№ 99. 125 Кбайт.
№ 100. 2812,5 Кбайт.
№ 101. Возможный вид графа представлен ниже.
№ 102. 1 сервер за одну секунду обработает 0,5 млн запросов (3 млн запросов/2/3). 4 сервера за 4 секунды обработают 8 млн запросов (0,5 млн запросов ∙ 4 ∙ 4).