ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ

Федеральные государственные образовательные стандарты в качестве приоритетного направления современного общего образования выделяют развитие личности учащегося, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД) как инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия — это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (умение учиться); совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В начальной школе происходит формирование системы универсальных учебных действий (цель — учить ученика учиться); в основной — развитие (цель — учить ученика учиться в общении); в старшей — совершенствование (цель — учить ученика учиться самостоятельно).

Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности.

В структуре УУД принято выделять четыре блока:

• личностные УУД;

• регулятивные УУД;

• познавательные УУД;

• коммуникативные УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют два вида действий:

1) действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности (результатом учения) и ее мотивом (тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; к ним относятся:

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6) оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

7) волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания; логические действия и операции; способы решения задач. Познавательные УУД разделяются на группы:

1) общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• структурирование знаний;

• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

• действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование);

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

2) логические действия:

• выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

• синтез как составление целого из частей;

• подведение под понятия, распознавание объектов;

• выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;

• выдвижение гипотез и их доказательство;

3) действия постановки и решения проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Эффективное формирование УУД предполагает построение учебного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Далее об этом будет написано достаточно подробно.

Можно выделить некоторые педагогические технологии, в максимальной степени ориентированные на формирование того или иного вида УУД на ступени основного общего образования:

Вид УУД

Ведущая технология

Личностные

Воспитательные технологии

Регулятивные

Учебные ситуации, учебные задачи

Познавательные

Проектно-исследовательская деятельность

Коммуникативные

Учебное сотрудничество

Курс информатики в 7-9 классах имеет ярко выраженную направленность на развитие и совершенствование системы универсальных учебных действий; ниже представлена информация о соответствии учебников 7-9 классов требованиям ФГОС ООО по формированию и развитию универсальных учебных действий.

Личностный блок УУД

Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания.

Самопознание и самоопределение

7 класс:

§ 1.1. Информация и ее свойства

§ 1.2. Информационные процессы

§ 1.3. Всемирная паутина

Глава 5. Мультимедиа

8 класс:

Глава 3. Начала программирования

9 класс:

§ 2.3. Конструирование алгоритмов

§ 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета

§ 4.4. Создание web-сайта

Регулятивный блок УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

способность к волевому усилию

8 класс:

§ 2.1. Алгоритмы и исполнители

§ 2.2. Способы записи алгоритмов

§ 2.3. Объекты алгоритмов

§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции

§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

§ 3.2. Организация ввода и вывода данных

§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов

§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов

9 класс:

§ 2.1. Решение задач на компьютере

§ 2.2. Одномерные массивы целых чисел

§ 2.3. Конструирование алгоритмов

§ 2.4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

§ 2.5. Алгоритмы управления

Познавательный блок УУД

Общеучебные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

7 класс:

§ 1.3. Всемирная паутина 9 класс:

§ 4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети

§ 4.2. Всемирная компьютерная сеть Интернет

§ 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета

§ 4.4. Создание web-сайта

знаково-символические действия, включая моделирование.

Знаково-символические действия выполняют функции:

• отображения учебного материала;

• выделения существенного;

• отрыва от конкретных ситуативных значений;

• формирования обобщенных знаний.

Виды знаково-символических действий:

• замещение;

• кодирование/декодирование;

• моделирование;

умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

7 класс:

§ 1.2. Информационные процессы

§ 1.4. Представление информации

§ 1.5. Двоичное кодирование

§ 4.4. Визуализация информации в текстовых документах

9 класс:

§ 1.1. Моделирование как метод познания

§ 1.2. Знаковые модели

§ 1.3. Графические информационные модели

§ 1.4. Табличные информационные модели

§ 3.3. Средства анализа и визуализации данных

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

7 класс:

§ 1.1. Информация и ее свойства

§ 1.2. Информационные процессы

§ 1.4. Представление информации

9 класс:

§ 1.2. Знаковые модели

§ 4.4. Создание web-сайта

Универсальные логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование

7 класс:

§ 1.3. Всемирная паутина

8 класс:

§ 1.1. Системы счисления

§ 1.3. Элементы алгебры логики

9 класс:

§ 1.3. Графические информационные модели

§ 1.4. Табличные информационные модели

Действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

7 класс:

Подготовка реферата “История развития компьютерной техники” Подготовка презентации к защите реферата

8 класс:

§ 3.4.3. Многообразие способов записи ветвлений

§ 3.5.4. Различные варианты программирования циклического алгоритма

9 класс:

§ 2.1. Решение задач на компьютере

§ 2.3. Конструирование алгоритмов

Коммуникативный блок УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

7 класс:

§ 1.3. Всемирная паутина Подготовка к защите реферата “История развития компьютерной техники”, выступление перед одноклассниками с сообщением по выбранной теме

9 класс:

§ 2.5. Алгоритмы управления

§ 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета

Развитие УУД в основной школе должно осуществляться в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды (ИОС) как:

• средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;

• инструмента познания за счет формирования навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;

• средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

• средства развития личности за счет формирования навыков культуры общения;

• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

На уроках информатики учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы в ИОС, важными компонентами которой выступают оборудование кабинета информатики и учебно-методический комплект по информатике, в том числе его электронные компоненты.






Для любых предложений по сайту: [email protected]