Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным числом повторений - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представления об алгоритмической конструкции “цикл”, о цикле с заданным числом повторений; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;
• метапредметные — умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления об алгоритмической конструкции “цикл”;
2) получить навыки записи циклов с заданным числом повторений;
3) получить навыки выполнения циклов с заданным числом повторений для различных формальных исполнителей;
4) получить навыки разработки циклов с заданным числом повторений для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• алгоритм;
• повторение;
• циклический алгоритм (цикл);
• тело цикла.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Основные алгоритмические конструкции. Повторение”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) программа “Конструктор алгоритмов” (127435);
2) модуль для коллективной работы “Циклические алгоритмы с параметром” (217024).
Свободное программное обеспечение:
• редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/09/blog-post_5556.html).
Особенности изложения содержания темы урока
По ходу изложения нового материала решается множество задач в рабочей тетради или из учебника.
Практическая работа на компьютере по составлению блок- схем алгоритмов может быть организована на основе программы “Конструктор алгоритмов” или программы “Редактор блок-схем”.
Домашнее задание
Пункт 2.4.3 (подпункт 3); задания № 33-34 к параграфу.
Дополнительное задание: работа с модулем “Циклические алгоритмы с параметром”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 33
№ |
i |
S |
40 000 |
||
1 |
1 |
42 000 |
2 |
2 |
44 100 |
3 |
3 |
46 305 |
№ 34. См. комментарий к № 166 в РТ.
Задания в рабочей тетради
№ 158
1)
2) Приводим возможные варианты программ:
№ 159. В этом номере можно не только отработать цикл с заданным числом повторений, но и поговорить о вложенных циклах.
а) Здесь наличие границы никакой роли не играет.
Возможные варианты алгоритма:
Любой из этих вариантов позволяет перейти к вложенным циклам:
№ 160
№ 161
№ 162
№ 163
№ |
i |
s |
Вывод |
1 |
— |
0 |
|
2 |
1 |
1 |
|
3 |
2 |
3 |
|
4 |
3 |
6 |
|
5 |
4 |
10 |
|
6 |
5 |
15 |
|
7 |
15 |
№ 164. Проверку рекомендуется выполнить в КуМир.
№ |
i |
f |
Вывод |
1 |
— |
1 |
|
2 |
1 |
1 |
|
3 |
2 |
2 |
|
4 |
3 |
6 |
|
5 |
4 |
24 |
|
6 |
5 |
120 |
|
7 |
6 |
720 |
|
8 |
720 |
№ 165
№ 166
№ |
i |
f |
Вывод |
1 |
— |
1 |
|
2 |
1 |
2 |
|
3 |
2 |
4 |
|
4 |
3 |
8 |
|
5 |
4 |
16 |
|
6 |
5 |
32 |
|
7 |
6 |
64 |
|
8 |
7 |
128 |
|
9 |
8 |
256 |
|
10 |
9 |
512 |
|
11 |
10 |
1024 |
|
1024 |
№ 167. Ответы на кроссворд “Основы алгоритмизации”: