Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Конструирование алгоритмов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представления о методах конструирования алгоритма; умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд;
• метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомить учащихся с методом конструирования алгоритмов — методом пошаговой детализации;
2) рассмотреть пример разработки алгоритма методом пошаговой детализации для исполнителя Робот;
3) рассмотреть понятие и пример вспомогательного алгоритма;
4) рассмотреть понятие и пример рекурсивного алгоритма.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• алгоритм;
• последовательное построение алгоритма;
• вспомогательный алгоритм;
• рекурсивный алгоритм.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Конструирование алгоритмов”.
Особенности изложения содержания темы урока
Предусмотрена работа с исполнителем Робот (среда КуМир). При рассмотрении вспомогательных алгоритмов на этом уроке можно ограничиться вспомогательными алгоритмами для исполнителя Робот. На уроке рекомендуется рассмотреть № 84—86 в РТ.
Домашнее задание
§ 2.3; вопросы и задания № 1-11 к параграфу.
Дополнительные задания: самостоятельно познакомиться с понятием рекурсивного алгоритма (с. 85—86 учебника), задания № 88, 89 в РТ.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 5
№ 6
№ 11. Решение этой задачи можно оформить с помощью вспомогательного алгоритма угол.
Для получения рисунков б) основной алгоритм.
Задания в рабочей тетради
№ 84. Требуемый алгоритм может быть представлен так:
В чуть более развернутой форме его можно представить так:
№ 85
№ 86
а) Укрупненно план действий Робота можно представить так*:
1) Занять крайнюю правую клетку над стеной.
2) Закрасить все клетки, примыкающие к стене сверху.
Ниже представлена построенная в соответствии с укрупненными блоками программа для Робота в среде КуМир.
б) Результат исполнения алгоритма в среде КуМир:
Укрупненными шагами алгоритм можно описать так:
1) Двигаться влево до стены.
2) Подняться вдоль стены.
3) Занять верхнюю клетку, примыкающую к стене слева.
4) Закрасить все клетки между стенами.
в) алгоритм (программа) для Робота в среде КуМир имеет вид:
г) Укрупненно план действий Робота представим так:
1) Спуститься вниз до стены.
2) Закрасить клетки над нижней стеной, правее исходной клетки.
3) Вернуться в исходную клетку.
4) Закрасить клетки над нижней стеной — исходную и левее исходной клетки (до угловой).
5) Закрасить угловую клетку (левый нижний угол).
Соответствующий алгоритм в среде КуМир можно записать так:
д) Укрупненно план действий Робота представим так:
1) Спуститься в левый нижний угол прямоугольника.
2) Закрасить клетки вдоль левой стены.
3) Закрасить клетки вдоль верхней стены.
4) Закрасить клетки вдоль правой стены.
5) Закрасить клетки вдоль нижней стены.
6) Вернуться в исходную позицию.
Соответствующий алгоритм в среде КуМир можно записать так:
№ 87
№ 88
n |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
S(n) |
1 |
3 |
7 |
15 |
31 |
63 |
127 |
Укрупненно последовательность действий исполнителя при перекладывании пирамиды из 5 дисков можно представить так:
1. Первый самый маленький диск (пирамиду из одного диска) перекладываем на третий стержень — один ход.
2. На втором стержне формируем пирамиду из двух дисков. На второй стержень перекладываем верхний диск с первого стержня (второй по величине) — один ход и переносим на него пирамиду из одного диска с третьего стержня — один ход (по рекурсивному алгоритму). Всего 2 хода.
3. На третьем стержне формируем пирамиду из трех дисков. На третий стержень перекладываем верхний диск с первого стержня (третий по величине) — один ход и переносим на него пирамиду из двух дисков со второго стержня — еще 3 хода (по рекурсивному алгоритму). Всего 4 хода.
4. На втором стержне формирует пирамиду из четырех дисков. На второй стержень перекладываем верхний диск с первого стержня (четвертый по величине) — один ход и переносим на него пирамиду из трех дисков с третьего стержня — еще 7 ходов (по рекурсивному алгоритму). Всего 8 ходов.
5. На третьем стержне формируем пирамиду из пяти дисков. На третий стержень перекладываем верхний диск с первого стержня (пятый по величине) — один ход и переносим на него пирамиду из четырех дисков со второго стержня — еще 15 ходов (по рекурсивному алгоритму). Всего 16 ходов.
Итого получаем 31 ход.
№ 89
n |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
L(n) |
2 |
4 |
7 |
11 |
16 |
22 |
29 |
37 |
46 |
56 |
* Возможны и другие планы действий.