Составление задач по рисунку - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Составление задач по рисунку - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами на сложение и вычитание; учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять анализ задачи; составлять задачи на сложение и вычитание; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Сколько на рисунке треугольников? (8.)

2. Индивидуальная работа

(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)

3. Устный счет

— Сосчитайте:

• от 1 до 10 и обратно;

• от 1 до 10 через один, начиная с единицы, с двойки (без хлопков);

• от 1 до 10 через два с хлопками.

Игра “Веселый мяч”

(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает гот, кто поймал мяч.)

• Какое число при счете идет перед числом 4, 7, 9, 10?

• Какое число при счете идет после числа 3, 1, 6, 2?

• Назови соседей чисел 1, 9, 5.

4. Фронтальная работа

— Какие выражения подходят к рисунку? Объясните, что они означают.

4 - 2

3 + 2

5 - 3

5 - 2

5 - 4

2 + 3

5. Геометрический материал

(На доске начерчена фигура.)

— Расскажите о фигуре все, что знаете. (Замкнутая ломаная линия, многоугольник, 8 углов, 8 сторон, восьмиугольник.)

6. Работа над задачами

— Что такое задача? (Математический рассказ, в котором есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить.)

— В каких ситуациях вашим родителям приходится решать задачи? (Ответы детей.)

— Назовите составные части задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ.)

(Учащиеся получают листы с таблицей, в левом столбике которой записаны названия составных частей задач, и семь карточек, на каждой из которых записана какая-то часть задачи. Им необходимо выбрать нужные карточки и правильно расставить их в таблице.)

Задача 1

У Оли 2 карандаша и 3 ручки.

2 + 3 = 5.

5 - 2 = 3.

Сколько всего ручек и карандашей у Оли?

Сколько у Оли карандашей?

5 карандашей и ручек.

5 карандашей.

Задача 2

У Пятачка было 5 шариков, 1 шарик лопнул.

Сколько шариков лопнуло?

Сколько шариков осталось?

5 + 1 = 6.

5 – 1 = 4.

Осталось 4 шарика.

Лопнуло 6 шариков.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске или на карточках рисунки.)

— Составьте по каждому рисунку четыре равенства. (2 + 1 = 3 — к 2 круглым шарам прибавили 1 продолговатый, получилось 3 шара. 1 + 2 = 3 — к 1 продолговатому шару прибавили 2 круглых, получилось 3 шара. 3 — 2 = 1 — всего 3 шара, из них 2 круглых, продолговатый шар 1. 3 — 1 = 2 — всего 3 шара, из них 1 продолговатый, круглых шаров 2.)

(По аналогии учащиеся составляют равенства по второму рисунку.)

— Как думаете, сколько задач можно составить по каждому рисунку?

На этот вопрос вы ответите в конце урока.

— Откройте учебник на с. 90. Прочитайте, что мы будем делать на уроке.

— Как вы понимаете слова “составлять задачи”? (Называть условие и вопрос задачи.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 90).

— Что изображено на рисунке? (4 цыпленка у кормушки клюют зерна, и 2 бегут к ним.)

— Составьте задачу, в решении которой будет знак +. (У кормушки было 4 цыпленка. К ним прибежали еще 2 цыпленка. Сколько цыплят у кормушки?)

— Назовите решение задачи. (4 + 2 = 6 (ц.).)

— Ответьте на вопрос задачи. (У кормушки 6цыплят.)

— Составьте задачу, в решении которой будет знак —. (Во дворе 6 цыплят. У кормушки 4 цыпленка. Сколько цыплят еще бежит к кормушке?)

— Назовите решение задачи. (6 — 4 = 2 (ц.).)

— Ответьте на вопрос задачи. (К кормушке бегут 2 цыпленка.)

— Посмотрите на второй рисунок. О ком будем составлять задачи? (Об утятах.)

— Составьте задачу, в решении которой будет знак +. Воспользуйтесь таблицей с названиями структурных частей задачи.

(По второму рисунку учащиеся составляют две задачи по цепочке. Первый ученик говорит условие, второй — вопрос и т. д. По оставшимся двум рисункам учащиеся составляют задачи, работая в группах по четыре человека. Каждая группа получает четыре карточки: условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи. Каждый ученик берет себе одну карточку и говорит ту часть задачи, которая ему досталась.)

— Оцените работу друг друга.

V. Физкультминутка

Тик да тик — часы стучат,

Целый день вперед спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы —

Девять раз пробьют они.

У часов тяжелый труд:

Все они идут, идут...

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 90).

— Прочитайте задание. Выполните указанные действия. Объясните. (3 да 2 — получится 5. Из 5 вычесть 2 (дети могут закрыть 2 точки) — получится 3.)

(По аналогии разбираются остальные примеры.)

№ 3, 4 (с. 90-91).

(Фронтальная работа.)

№ 5 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение.)

№ 6 (с. 91).

— Прочитайте задание.

— Что нужно сделать? (Взять 1 морковку у первого зайца и дать второму, у которого 3морковки. Тогда у всех будет по 4 морковки.)

— На какие группы можно разделить фигуры на полях? (По цвету — синие и красные, по количеству углов — треугольники и пятиугольники.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 34. Прочитайте первое задание.

— Составьте задачу по первой схеме.

— Запишите решение задачи. (5 — 1 = 4.)

— Составьте задачу по второй схеме.

— Запишите решение задачи. (4 + 1 = 5.)

(Самостоятельное выполнение второго задания. Коллективная проверка.)

— Решите примеры.

(Учащиеся решают примеры по цепочке и объясняют.)

(Самостоятельное выполнение следующего задания. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Самооценка с помощью “Светофора”.)

— Самостоятельно вставьте цифры в окошки.

(Проверка. Учащиеся хором называют состав чисел.)

— Прочитайте следующее задание.

— Как получить четырехугольник? (Соединить все точки.)

— Как получить ломаную линию из 3 звеньев? (Начертить только 3 отрезка.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 91). Самостоятельное выполнение. Проверка. Решения и ответы записаны на доске. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 10, с. 20—22).)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы сегодня учились на уроке? (Составлять и записывать задачи.)

— Сколько задач можно составить по одному рисунку? (Три: одну на сложение и две на вычитание.)

— Кто уже может сказать: “Я понял, как решать задачи”?






Для любых предложений по сайту: [email protected]