Математика - Дидактические материалы 5 класс - 2017 год
Возведение в степень и деление натуральных чисел - Материалы для подготовки к самостоятельным работам
Пример 1. Вычислим:
а) 82;
б) 53;
в) 191.
Решение. Применим определение степени с натуральным показателем:
а) 82 = 8 ∙ 8 = 64;
б) 53 = 5 ∙ 5 ∙ 5 = 25 ∙ 5 = 125;
в) 191 = 19.
Пример 2. Вычислим:
Решение. Деление во всех случаях можно выполнить уголком. Покажем другие способы вычисления.
а) Так как 56 : 7 = 8, а 560 в 10 раз больше, чем 56, то 560 : 7 = 80 (здесь и далее деление легко проверить умножением).
б) Воспользуемся свойством частного, разделим делимое и делитель на 10, потом на 11, получим 5500 : 220 = 550 : 22 = 50 : 2 = 25.
в) Так как число 3987 сначала умножили, а потом разделили на одно и то же число 11, то получили то же число 3987. Для проверки можно умножить частное 3987 на делитель 11 — получится делимое 3987 ∙ 11.
Замечание. Задания г) — е) можно выполнить, используя свойство частного: (а + b) : с = а : с + b : с.
Пример 3. Число 26 увеличили в 10 раз, полученный результат уменьшили в 2 раза. Какое число получили?
Решение.
1) 26 ∙ 10 = 260 — получили после увеличения числа 26 в 10 раз;
2) 260 : 2 = 130 — получили после уменьшения 260 в 2 раза.
Ответ. 130.
Пример 4. Задумали число, увеличили его в 7 раз, полученный результат уменьшили в 5 раз и получили 42. Какое число задумали?
Решение. Воспользуемся схемой (рис. 3). Решим задачу обратным ходом:
1) 42 ∙ 5 = 210;
2) 210 : 7 = 30.
Ответ. 30.
Пример 5. Число 5 возвели в степень 2, полученный результат возвели в степень 3. В какую степень за два раза возвели число 5?
Решение. Число 5 возвели в степень 2, получили 52 = 5 ∙ 5. Число 5 ∙ 5 возвели в степень 3, получили
Ответ. 6.