Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Среднее арифметическое - Урок 4 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить находить среднее арифметическое нескольких чисел; продолжить работу над задачами, связанными с нахождением среднего арифметического.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы продолжим учиться находить среднее арифметическое нескольких чисел.
III. Устный счет
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Найдите среднее арифметическое чисел.
4,9; 5,1; 3,8; 6,2 (5.)
Задание 2. Среднее арифметическое двух чисел 9,3. Одно из чисел равно 6,7. Найдите второе число. (11,9.)
Задание 3. Автомобиль ехал 2 ч со скоростью 45 км/ч и 1 ч — со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля. (50 км/ч.)
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
С. 228, № 1510.
Проверка
а) 0,2; 1,3; 1,2; 0,06;
6) 2,1; 3,1; 0,54; 1,02;
в) 5,83; 1,35; 0,4; 0,25;
г) 0,16; 0,09; 0,0025; 0,000001.
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
IV. Решение задач
1. С. 227, № 1500 (работа в паре).
Проверка
1) 10 450 + 14 980 = 25 430 (ц) — весь урожай.
2) 87 + 113 = 200 (га) — площадь двух полей.
3) 25 430 : 200 = 127,15 (ц) — средняя урожайность.
2. С. 228, № 1506 (работа в паре).
Проверка
1) 3,5 ∙ 6 = 21 — сумма шести чисел.
2) 2,25 ∙ 4 = 9 — сумма четырех чисел.
3) 21 + 9 = 30 — сумма всех чисел.
4) 6 + 4 = 10 — количество чисел.
5) 30 : 10 = 3 — среднее арифметическое десяти чисел.
3. С. 228, № 1507.
— Какова средняя скорость движения поезда на двух участках?
— Что можем найти, зная время и среднюю скорость?
— Что надо узнать в задаче?
— Что надо знать, чтобы найти скорость на втором участке?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 2 + 3 = 5 (ч) — время движения.
2) 51 ∙ 5 = 255 (км) — расстояние.
3) 60 ∙ 2 = 120 (км) — первый участок.
4) 255 — 120 = 135 (км) — второй участок.
5) 135 : 3 = 43 (км/ч) — скорость на втором участке.
(При наличии времени полезно рассмотреть алгебраический способ решения задачи.)
— Что следует обозначить за х?
Пусть скорость на втором участке будет х.
Тогда средняя скорость будет (60 ∙ 2 + 3х) : (3 + 2).
А по условию средняя скорость равна 51 км/ч.
Значит, можем составить уравнение:
(60 ∙ 2 + 3х) : (3 + 2) = 51
(120 + 3х) : 5 = 51
120 + 3х = 51 ∙ 5
120 + 3х = 255
3х = 255 - 120
3х = 135
х = 135 : 3
х = 45 (км/ч) — скорость поезда на втором участке.
V. Учимся рассуждать
С. 228, № 1513.
— Прочитайте.
— Что значит умножить на 0,5; 0,125; 0,1; 0,2?
— Найдите значения выражений.
VI. Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Среднее арифметическое четырех чисел 1,4. А среднее арифметическое трех других чисел 2,1. Найдите среднее арифметическое этих семи чисел. (1,7.)
2. Среднее арифметическое двух чисел 1,36. Одно число в 2,4 раза меньше другого. Найдите эти числа. (0,8 и 1,92.)
Вариант 2
1. Среднее арифметическое пяти чисел 2,4. А среднее арифметическое трех других чисел 3,2. Найдите среднее арифметическое этих восьми чисел. (2,7.)
2. Среднее арифметическое двух чисел 1,68. Одно из этих чисел в 3,2 раза больше другого. Найдите эти числа. (0,8 и 2,56.)
VII. Рефлексия
— Что было самым трудным на уроке?
— Верно ли высказывание: “Чтобы найти среднюю скорость движения, надо сумму длин всех участков пути разделить на время, затраченное на весь путь”?
Домашнее задание
С. 230, № 1529, 1530.