Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Натуральные числа - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить читать, записывать и сравнивать натуральные числа.
Ход урока
I. Организационный момент. Определение темы урока
— Прочитайте числа.
На доске:
345 453 187 354
— Что заметили?
— Какое число лишнее?
— Почему?
— Какое задание с этими числами можно предложить? (Можно записать в порядке возрастания ши убывания. Выполнить сложение и вычитание, записать числа в виде суммы разрядных слагаемых.)
— Как называются все эти числа?
Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим работу с натуральными числами.
II. Устная работа
1. Индивидуальная работа у доски.
(Несколько учеников работают у доски самостоятельно, а все остальные учащиеся работают с учителем. Завершением является проверка индивидуальной работы, которую осуществляет весь класс.)
Задание 1. Разбейте числа на классы, определите количество разрядов в каждом числе, прочитайте числа.
3 496 853, 768 942, 67 004 001
Задание 2. Замените числа суммой разрядных слагаемых.
7206, 15 004, 26 209
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
— Назовите пятизначное число, записанное одними пятерками. (55 555.)
— Прочитайте число, в котором 3 раза повторяется 71. (717 171.)
— Назовите число, в котором 3 единицы четвертого разряда и 5 единиц первого. (3005.)
— К самому большому трехзначному числу прибавьте самое маленькое двузначное число. (1009.)
— Сколько знаков в записи числа, если в нем 45 единиц третьего класса? (45 000 000, 8 знаков.)
— Сколько девяток в записи ответа, если 1 000 000 — 1? (6 девяток.)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
4. Решите задачу. (Данные записаны на доске.)
Сумма восьми чисел — 1997. Одно из слагаемых — 997. Какой будет сумма, если слагаемое 997 заменить числом 797? (1797.)
— Расскажите все про это число. (Натуральное, многозначное, 2 класса, 4 разряда, нечетное, в записи используются 3 различные цифры, число можно заменить суммой разрядных слагаемых.)
III. Работа по теме урока
На доске:
900 087 908 070 908 007 900 078 900 708
— Прочитайте числа.
— Что заметили? (Все числа шестизначные, в записи каждого используются три нуля, одна девятка, одна семерка и одна восьмерка.)
— Запишите все числа в порядке возрастания. (900 078, 900 087, 900 708, 908 007, 908 070.)
— Допишите самое большое число с использованием этих же цифр. (9 870 000.)
— Три последних числа замените суммой разрядных слагаемых.
987 000 = 900 000 + 80 000 + 7000
908 070 = 900 000 + 8000 + 70
908 007 = 900 000 + 8000 + 7
IV. Выполнение заданий
1. С. 7, № 4 (интерактивное пособие).
— Как называется первый класс в записи числа?
— Каким по счету является класс миллионов?
— Выполните задание.
2. С. 7, № 5 (работа в паре).
3. С. 7, № 3 (письменно).
Проверка
809, 5211, 22 003 008, 28 015 302, 507 080 000, 1 010 009 000, 423 340 600 980, 520 000 008 012, 7 770 000 068 000, 90 000 505 000.
— Разбейте каждое число на классы. Прочитайте. Назовите самое большое число, самое маленькое.
— Замените суммой разрядных слагаемых первые три числа.
809 = 800 + 9
5211 = 5000 + 200 + 10 + 1
22 003 008 = 20 000 000 + 2 000 000 + 3000 + 8
4. С. 8, № 18 (самостоятельно).
— Прочитайте суммы. (67 359, 4 078 605, 903 720, 8601.)
— Прочитайте числа в порядке убывания. (4 078 605, 903 720, 67 359, 8601.)
— Назовите соседей каждого из чисел.
V. Работа над задачей
— Разгадав ребус, вы узнаете, чем мы будем заниматься дальше.
С. 8, № 20.
— Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
— Можно ли узнать массу трех яблок? Как?
— Можно ли узнать массу груши? Как? Почему?
— Во сколько действий задача?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 140 + 60 = 200 (г) — масса груши.
2) 140 ∙ 3 = 420 (г) — масса трех яблок.
3) 420 + 200 = 620 (г) - масса трех яблок и груши.
— Прочитайте ответ. (Масса трех яблок и груши 620 г.)
— Измените вопрос так, чтобы задача решалась в 4 действия. (Масса яблока 140 г, а масса груши на 60 г больше. Какова масса трех таких яблок и двух таких груш?)
— Решите новую задачу.
1) 140 + 60 = 200 (г) — масса одной груши.
2) 200 ∙ 2 = 400 (г) — масса двух груш.
3) 140 ∙ 3 = 420 (г) — масса трех яблок.
4) 400 + 420 = 820 (г) — масса трех яблок и двух груш.
— Прочитайте ответ. (Масса трех яблок и двух груш 820 г.)
VI. Рефлексия
— Как называется четвертый класс в записи числа?
— Сколько разрядов в каждом классе?
— Назовите разряды класса миллиардов.
— Какие задания урока вам понравились?
Домашнее задание
С. 9, № 24, 29.