Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Деление - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: актуализировать знания учащихся о действии деления; повторить алгоритм письменного деления; продолжить работу над текстовыми задачами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
На доске (слайде):
1) 71 ∙ 11 =
2) 51 ∙ 11 =
3) 11 ∙ 42 =
4) 89 ∙ 100 =
5) 451 ∙ 0 =
6) 612 ∙ 10 =
7) 10 ∙ 311 =
8) 659 ∙ 1 =
9) 1 ∙ 413 =
10) 66 ∙ 3 =
— Попробуйте объяснить, как выполняется умножение на 9, 99, 999.
32 ∙ 9 = 32 ∙ 10 - 32 = 320 - 32 = 288
32 ∙ 99 = 32 ∙ 100 - 32 = 3200 - 32 = 3168
32 ∙ 999 = 32 ∙ 1000 - 32 = 32 000 – 32 = 31 968
— Вычислите устно.
29 ∙ 9 = 74 ∙ 99 = 65 ∙ 999 =
72 ∙ 9 = 84 ∙ 99 = 62 ∙ 999 =
III. Определение темы урока
- Разгадав кроссворд, вы сможете определить тему урока.
По горизонтали:
1) Единица длины.
2) Часть прямой, ограниченная одной точкой.
3) Арифметическое действие.
4) Наименьшее натуральное число.
— Попробуйте догадаться, какое слово можно прочитать по вертикали.
— Определите тему сегодняшнего урока.
IV. Работа по теме урока
1. С. 73—74 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
2. С. 75, № 465, 466, 467.
3. Выполнение письменного деления с подробным проговариванием.
Первое неполное делимое — 18 сотен, значит, в частном будет три цифры.
18 разделить на 7 будет 2.
Узнаем, сколько сотен разделили: 7 ∙ 2 = 14.
Узнаем, сколько сотен осталось разделить: 18 — 14 = 4.
4 < 7, значит, цифру частного подобрали верно.
Сносим 6, 46 разделить на 7, берем по 6.
Узнаем, сколько десятков разделили: 6 ∙ 7 = 42.
Узнаем, сколько десятков осталось разделить: 46 — 42 = 4.
4 < 7, значит, вторую цифру подобрали верно.
Сносим 9. 49 : 7 = 7.
Ответ: 267.
11 988 : 37 = 324
11 803 : 29 = 407
28 220 : 83 = 340
1584 : 18 = 88
20 496 : 48 = 427
18 759 : 37 = 507
V. Работа над задачами
1. С. 75, № 468 (работа в паре).
Проверка
1) 612 : 3 = 204 (т) — собрали со второго участка.
2) 612 : 4 = 153 (т) — собрали с третьего участка.
3) 204 + 153 + 612 = 969 (т) — собрали с трех участков.
2. С. 75, № 469.
— Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
— С какими величинами эта задача?
Скорость, v
Время, t
Расстояние, s
?
4 ч
336 км
? Во сколько раз <
3 ч
126 км
— Что надо сравнить в задаче?
— Как найти скорость?
— Как найти скорость поезда?
— Как найти скорость автобуса?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 336 : 4 = 84 (км/ч) — скорость поезда.
2) 126 : 3 = 42 (км/ч) — скорость автобуса.
3) 84 : 42 = 2 — в два раза скорость автобуса меньше скорости поезда.
VI. Самостоятельная работа
С. 76, №481 (а, б).
7585 : 37 + 95
7585 : 37 = 205
205 + 95 = 300
Ответ: 300.
(6738 - 834) : 123
6738 - 834 = 5904
5904 : 123 = 48
Ответ: 48.
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
— Как называются числа при делении?
— Как найти неизвестное делимое?
— Как найти неизвестный множитель?
Домашнее задание
С. 79, № 514; с. 80, № 517.