Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Деление - Урок 7 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: совершенствовать вычислительные навыки учащихся; продолжить работу над выражениями; учить решать текстовые задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
На доске:
448 : 32 = 14
448 : 16 = 28
448 : 8 = 56
448 : 4 = 112
— Прочитайте выражения разными способами.
— Что заметили?
— Можно ли найти значение каждого выражения, пользуясь значением первого выражения?
— Объясните, как вы это сделали.
— О каком действии идет речь?
— Сформулируйте тему урока.
III. Устный счет
1. Найдите значения выражений.
На доске:
1) 26 ∙ 11 =
2) 63 ∙ 11 =
3) 6300 : 100 =
4) 72 : 6 =
5) 45 ∙ 7 ∙ 2 =
6) 6800 : 200 =
7) 520 : 26 =
8) 510 : 17 =
9) 210 : 30 =
10) 170 : 10 =
11) 900 : 100 =
2. Решите задачи.
1) И сумма, и произведение трех натуральных чисел равны 6. Какие это числа? (1, 2, 3.)
2) Найдите произведение наименьшего четырехзначного числа и десяти. Найдите частное этих же чисел.
3. КИМы: проверочный тест 12 по теме “Умножение и деление натуральных чисел”.
IV. Работа по теме урока
1. Среди примеров на деление выберите и решите только те, у которых в частном три цифры.
На доске:
2666 : 43
16 632 : 54 = *** (308.)
186 000 : 150
2028 : 39
19 536 : 48 = *** (407.)
243 000 : 180
19 840 : 62 = *** (320.)
3672 : 18 = *** (204.)
2. Коллективная проверка выполнения задания.
3. С. 76, № 483 (устно).
V. Работа над задачами
1. С. 77, № 489 (в).
— Прочитайте задачу. Что обозначим через х?
Пусть автобусов заказано х.
Тогда в каждом автобусе по (270 : х) детей.
Всего пассажиров в каждом автобусе 270 : х + 2.
По условию известно, что в каждом автобусе по 47 пассажиров. Значит, можем составить уравнение:
270 : х + 2 = 47
270 : х = 47 - 2
270 : х = 45
х = 270 : 45
х = 6 (автобусов) — было 6 автобусов.
2. С. 79, № 509.
— С какими величинами эта задача?
— Чему равна длина беговой дорожки?
— Сколько кругов пробежал Андрей?
— Сколько кругов пробежал Николай?
— Что еще известно в задаче?
— Как лучше записать условие задачи?
Скорость, v
Время, t
Расстояние, s
? на сколько <
6 мин 40 с
4 круга по 400 м
9
6 мин 40 с
5 кругов по 400 м
Решение
1-й способ
— Что необходимо сравнить в задаче?
— Что нужно знать для того, чтобы узнать скорость каждого?
— Можно ли узнать расстояние каждого?
— Как узнать скорость, зная время и расстояние?
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 400 ∙ 4 = 1600 (м) — расстояние, которое пробежал Андрей.
2) 400 ∙ 5 = 2000 (м) — расстояние, которое пробежал Николай.
6 мин 40 с = 400 с
3) 1600 : 400 = 4 (м/с) — скорость Андрея.
4) 2000 : 400 = 5 (м/с) — скорость Николая.
5) 5 - 4 = 1 (м/с) — на столько скорость Николая больше скорости Андрея.
2-й способ
— Что известно про время бега каждого мальчика?
— Можно ли сразу сказать, на сколько больше пробежал Николай?
— Можно ли теперь узнать, на сколько скорость Николая больше скорости Андрея?
1) 5 - 4= 1 (круг) — на столько кругов больше пробежал Николай.
2) 400 ∙ 1 = 400 (м) — на столько метров Николай пробежал больше.
6 мин 40 с = 400 с
3) 400 : 400 = 1 (м/с) - на столько скорость Николая больше скорости Андрея.
3. С. 79, № 511 (работа в паре).
Проверка
1) 1200 ∙ 16 = 19 200 (м) — длина первого участка.
2) 1500 ∙ 34 = 51 000 (м) — длина второго участка.
3) 19 200 + 51 000 = 70 200 (м) — общая длина.
70 200 м = 70 км 200 м
VI. Решение комбинаторной задачи
С. 79, № 510.
— Прочитайте задачу.
— Что вы можете о ней сказать?
— Сколькими разными способами можно выбрать маршрут до зоопарка? (3.)
— Сколько продолжений маршрута существует для каждого выбора?
— Сколькими способами Борис может доехать от дома до бассейна, посетив зоопарк? (3 ∙ 3 = 9.)
VII. Повторение изученного материала
С. 79, № 513 (работа в паре).
203 ∙ 26 - (3292 + 2579) : 57
203 ∙ 26 = 5278
3292 + 2579 = 5871
5871 : 57 = 103
5278 - 103 = 5175
Ответ: 5175.
2072: 37 + (2626 - 2419) ∙ 27
2072 : 37 = 56
2626 - 2419 = 207
207 ∙ 27 = 5589
5589 + 56 = 5645
Ответ: 5645.
VIII. Рефлексия
— Оцените уровень трудности заданий для вас.
Домашнее задание
С. 80 № 522; с. 81, № 527 (б).