Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник - Урок 2 - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить измерять отрезки и чертить отрезки заданной длины.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Запишите все отрезки, которые вы видите на чертеже.
Задание 2. Запишите, какие из точек лежат на отрезке, а какие не лежат.
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
На доске:
108 955 543 1 999 007 5 800 981 600 040 008
— Прочитайте число, назовите, сколько в нем единиц каждого класса, сколько разрядов.
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
III. Определение темы урока
— Разгадав кроссворд, вы сможете определить тему урока.
По горизонтали:
1) Сколько вершин, сторон, углов в треугольнике? (Три.)
2) Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок.)
3) Какая фигура получится, если последовательно соединить три точки, не лежащие на одной прямой? (Треугольник.)
4) Как по-другому назвать расстояние между двумя точками? (Длина.)
— Какое слово можно записать по вертикали? (Точка.)
— Попробуйте сформулировать тему урока.
— В каких единицах измеряется длина?
IV. Работа по учебнику
1. Работа по форзацу учебника, составление таблицы и запись ее в тетрадь.
1 см = 10 мм
1 дм = 10 см = 100 мм
1 м = 10 дм = 100 см = 1000 мм
1 км = 1000 м
2. С. 12, № 37 (у доски).
9 дм 6 см = 90 см + 6 см = 96 см
5 дм 1 см = 50 см + 1 см = 51 см
11 дм 3 см = 110 см + 3 см = 113 см
3. С. 12, № 38 (у доски).
18 см = 10 см + 8 см = 1 дм 8 см
303 см = 300 см + 3 см = 30 дм 3 см
53 см = 50 см + 3 см = 5 дм 3 см
4. С. 13, № 39 (у доски).
3 см 2 мм = 30 мм + 2 мм = 32 мм
1 дм 5 см 3 мм = 100 мм + 50 мм + 3 мм = 153 мм
4 см = 40 мм
5. С. 13, № 40.
44 мм = 40 мм + 4 мм = 4 см 4 мм
405 мм = 400 мм + 5 мм = 40 см 5мм
V. Работа над задачей
С. 15, № 61.
— С какими величинами эта задача?
— Что нужно узнать в задаче?
— Как найти время?
— Что нам для этого известно, а что нет?
— Как найти скорость?
(В ходе анализа данных составляется таблица с кратким условием.)
Скорость, v
Время, t
Расстояние, s
Одинаковая
5 ч
75 км
?
60 км
— Как вы думаете, число в ответе будет больше или меньше 5? Почему?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 75 : 5 = 15 (км/ч) — скорость лыжника.
2) 60 : 15 = 4 (ч) — потребуется лыжнику, чтобы пройти 60 км.
— Прочитайте ответ. (Лыжнику потребуется 4 н.)
VI. Самостоятельная работа
С. 14, № 56 (самопроверка).
Проверка
40 → 8 → 24 → 4 → 50
72 → 9 → 20 → 4 → 36
28 → 4 → 32 → 40 → 4
56 → 7 → 20 → 5 → 40
— Какие знания были необходимы для успешного выполнения этого задания? (Табличные случаи умножения и деления.)
VII. Рефлексия
— Что такое длина?
— В каких единицах измеряется длина?
Домашнее задание
1. Повторить таблицу умножения.
2. С. 15, № 66, 70.