Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Обыкновенные дроби - Урок 4 - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по дроби.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
— Разгадайте шараду, и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (Задача.)
Первое — предлог.
Второе — летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
Итак, сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи с дробями.
III. Арифметический диктант
(Учащиеся записывают в тетрадь только ответы.)
1. В книге 100 страниц. Люба прочитала 1/5 всей книги. Сколько страниц прочитала Люба? (20.)
2. В классе 25 учеников. Из них 13 девочек. Какую часть учащихся составляют девочки? (13/25.)
3. В шахматном кружке занимаются 12 учеников. Трое из них стали победителями турнира. Какая часть кружковцев стаза победителями турнира? (3/12.)
4. Витя съел 7 конфет, это 1/3 того, что ему подарили. Сколько конфет подарили Вите? (21.)
5. В пакете 900 г крупы. На кашу бабушка израсходовала 1/3 всего количества. Сколько крупы осталось в пакете? (600 г.)
6. От половины яблока отрезали четвертинку. Какая это часть от всего яблока? (1/8.)
IV. Решение задач
1. С. 142, № 903 (работа в паре).
Проверка
5 кг 600 г = 5600 г
1) 5600 : 8 ∙ 7 = 4900 (г) — пошло на варенье.
2) 5600 — 4900 = 700 (г) — осталось.
— Прочитайте ответ. (На варенье израсходовали 4 кг 900 г сахара, после чего осталось 700 г сахара.)
2. С. 143, № 907.
— Прочитайте задачу. Выполните чертеж.
— Какую часть дороги составляют 40 км?
— Сколько девятых долей содержится в 40 км? (2.)
— Как найти одну долю?
— Сколько таких долей содержится в целом?
— Решите задачу.
40 : 2 ∙ 9 = 180 (км) — длина дороги.
— Прочитайте ответ. (Длина дороги 180 км.)
3. С. 143, № 909 (работа в паре).
Проверка
1) 96 : 8 ∙ 3 = 36 (м) — ткани взяли для детского сада.
2) 96 : 12 ∙ 5 = 40 (м) — взяли для яслей.
3) 40 — 36 = 4 (м) — больше взяли для яслей.
V. Самостоятельная работа
1. С. 142, № 904.
13 ∙ 5 = 65 (л) — молока в бидоне.
2. С. 143, № 908.
10 : 5 ∙ 6 = 12 (с.) — всего страниц в тетради.
VI. Решение комбинаторной задачи
С. 144, № 922.
— Сколькими разными способами можно поставить книгу на первое место? (6.)
— Сколько разных способов осталось для второго места, третьего и т. д.?
Проверка
6 ∙ 5 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 21 = 6! = 720.
VII. Рефлексия
— Объясните, как вы понимаете дробь 7/9.
— Я задумала дробь, она показывает, что целое разделили на 13 равных частей и взяли 7. Какую дробь я задумала?
Домашнее задание
1. С. 145, № 929, 930.
2. Придумать свою задачу с дробями.