Поурочные разработки по алгебре 7 класс - к учебнику Ю.Н. Макарычева - 2014 год
Рекомендации к проведению уроков
Разумеется, все изложенное носит исключительно рекомендательный характер. Определяющими факторами являются подготовленность класса, его работоспособность, интерес к изучению алгебры. Поэтому ни одно планирование не может являться догмой. Весь ход урока должен способствовать обучению школьников. На наш взгляд, пусть каждый отдельный ученик лучше усвоит тот материал, который в состоянии понять, чем не поймет ничего. В последнем случае ситуация принимает лавинообразный характер: у учащихся возникает комплекс неполноценности, к выполнению домашнего задания привлекаются все домочадцы, ученики начинают списывать, подсказывать друг другу, использовать шпаргалки и т. д.
Содержание уроков в данном пособии является избыточным (в расчете на очень подготовленный, сильный класс). При необходимости часть материала следует опустить либо изложить достаточно поверхностно. С учетом несобранности и неорганизованности семиклассников желательно иметь в расписании сдвоенные уроки алгебры, особенно при написании контрольных работ и сдаче тематических зачетов.
Поурочное планирование включает в себя четыре основных вида занятий:
1) урок изучения нового материала;
2) урок отработки и закрепления пройденного материала;
3) контрольная работа;
4) тематический зачет.
Рассмотрим эти виды занятий.
1. Урок изучения нового материала включает в себя следующие этапы.
I. Сообщение темы и цели урока (~ 1—2 мин). Следует донести до учащихся необходимость данной темы (области применения этих знаний) и сообщить цель занятия (навыки и приемы, которыми ученики должны овладеть в ходе проведения урока).
II. Работа по теме урока (~ 15 мин). Здесь возможны два подхода:
1) с помощью подсказок, примеров и наводящих вопросов учителя учащиеся самостоятельно (при фронтальной работе) приходят к формулировке основных понятий и правил рассматриваемого раздела алгебры. Затем педагог уточняет и корректирует эти результаты. Однако, учитывая, что изучение алгебры начинается именно в 7 классе и все понятия для учеников незнакомы, такой подход можно рекомендовать лишь для самых простых тем либо отдельных фрагментов урока;
2) учитель формулирует основные понятия и правила, иллюстрируя их примерами. Такой подход требует меньше времени, но является недостаточно эффективным (всегда полезнее самостоятельно решить задачу, чем услышать объяснение ее решения).
III. Задания на уроке учитель дает из числа наиболее характерных, типовых задач (~ 15 мин). Они могут выполняться:
1) самостоятельно учащимися всего класса в тетрадях с последующим разбором одним из учеников (например, первым выполнившим) у доски; при этом желательна активная работа всех учащихся: поиск ошибок в решении на доске, вопросы по решению, предложение других способов решения и т. д.;
2) в ходе диалога учеников, сидящих за одной партой (выполнение задания, обмен тетрадями и взаимная проверка);
3) у доски одним или несколькими учащимися.
После выполнения заданий возможен как взаимоконтроль учеников у доски, так и подключение к проверке решения всего класса. Разумеется, при этом будет происходить и диалог учителя с отвечающим у доски.
IV. Контрольные вопросы по изучаемому материалу задает учитель для проверки усвоения и понимания новых понятий, терминов и т. д. (~ 5 мин). Вопросы можно адресовать как одному ученику, так и всему классу. Следует обратить внимание именно на понимание понятий, а не на их механическое запоминание. Для этого рекомендуется попросить учащегося, кроме определения, привести соответствующие примеры. В случае затруднения такие примеры могут привести другие ученики или учитель.
V. Творческие задания (предусмотрены во многих уроках). От приведенных в учебнике они отличаются или большей сложностью, или нестандартностью формулировки, или новым способом решения. Поэтому очень полезно разобрать подобные задания. В зависимости от подготовленности класса они могут быть рассмотрены:
1) на внеклассных занятиях (дополнительные занятия, кружки, факультативы и т. д.);
2) со всеми учащимися как в качестве задания на уроке, так и в качестве домашнего задания;
3) дифференцированно с наиболее подготовленными учениками или на уроке, или дома;
4) во время проведения математических боев, олимпиад, недель математики и т. д.
Творческие задания выполняются в пределах отведенного на урок времени.
VI. Подведение итогов урока (1—2 мин) проводится учителем с учетом самостоятельной работы учеников, ответов у доски, отдельных дополнений, вопросов, комментариев учащихся. За все эти виды деятельности выставляются опенки с их кратким обоснованием.
Домашнее задание дается учителем из числа типовых, характерных задач, аналогичных рассмотренным в классе. Задание должно быть рассчитано на 30—40 мин. Желательно, чтобы учащимися были рассмотрены разные способы решения задач. Это способствует активизации мышления школьников, творческому пониманию материала и т. д.
Необходимо приучить учащихся при выполнении домашнего задания фиксировать непонятый материал: теоретические сведения, нерешенные задачи и т. д. Полезно научить учеников формулировать, что именно им непонятно. Четко сформулированный вопрос — это половина ответа на него. Особенно такие навыки понадобятся учащимся в старших классах. Разумеется, все возникающие вопросы и нерешенные задачи необходимо разобрать на ближайшем занятии по алгебре.
2. Урок на отработку и закрепление пройденного материала отличается этапом II, который предусматривает повторение и закрепление пройденного материала (~ 20 мин). Прежде всего, данный этап включает ответы на вопросы по домашнему заданию. Желательно, чтобы их задавали сами учащиеся. Вопросы могут содержать непонятые определения, термины и другой теоретический материал.
Скорее всего, понадобится и разбор нерешенных задач. В этой части урока желательна максимальная активность всего класса. Ученик, объясняя и комментируя свое решение задачи, лучше усваивает изучаемый материал. Кроме того, его объяснения могут оказаться более удобными для понимания ровесниками, чем объяснения учителя. Ориентировочное время, отведенное на эту стадию этапа II, составляет -5—10 мин.
На второй стадии данного этапа предусмотрен контроль усвоения материала (письменный опрос или самостоятельная работа), на который отводится - 10—15 мин.
Задания для письменного опроса содержат теоретический вопрос и 1—2 задачи, аналогичные заданиям, выполненным в классе, и домашнему заданию. При проверке ответа на теоретический вопрос следует в первую очередь обращать внимание на понимание учеником тех или иных понятий, а не на строгость и четкость формулировок (к ним учащиеся придут в старших классах).
Самостоятельная работа включает 2—3 типовые, характерные задачи.
В материалах уроков тесты не содержатся. Это связано с тем, что учащиеся 7 класса очень часто ошибаются. Тестирование не дает возможности выявить причину ошибки: непонимание темы, невнимательность, пробелы в усвоении предыдущего материала, арифметические ошибки и т. д. Поэтому тестирование целесообразно в более старших классах (да и то при контроле усвоения лишь определенных тем).
3. По каждой изучаемой теме приводятся одна или две контрольные работы. Они представлены в шести вариантах различной сложности (варианты 1, 2 — самые простые, варианты 3, 4 — средней сложности, варианты 5, 6 — самые сложные).
Вариант содержит 6 задач, из которых две последние чуть сложнее предыдущих. Как правило, задачи, приведенные в контрольных работах, подобны задачам, решаемым в классе и дома. Выбор варианта делают или сами учащиеся (с учетом их самооценки), или учитель (с учетом успехов учеников).
Оценка контрольной работы может быть осуществлена следующим образом: при выполнении вариантов 1, 2 оценка “3” ставится за любые три решенные задачи, оценка “4” — за четыре задачи и оценка “5” — за пять задач. Шестая задача дает учащимся некоторую свободу выбора и определенный резерв. При тех же критериях оценки за решение задач вариантов 3, 4 к набранным баллам добавляются дополнительно 0,5 балла, за решение задач вариантов 5, 6 — дополнительно 1 балл (учитывая большую их сложность).
Контрольная работа рассчитана на один урок (на наш взгляд, это оптимальное время для написания работы).
После каждой контрольной работы проводится ее анализ и разбор наиболее сложных задач. Ко всем задачам вариантов 1—4 приведены ответы, задачи вариантов 5, 6 разобраны. По окончании контрольной работы желательно представить на стенде в классе разбор задач всех вариантов. Заметим, что за счет дифференциации самих вариантов и заданий в них возможна некоторая необъективность оценивания выполнения контрольной работы.
4. Чтобы устранить подобную необъективность, дать ученикам возможность повышения оценок, еще раз повторить и закрепить пройденную тему на последнем занятии, факультативно проводится письменный тематический зачет. На проведение зачета желательно выделить два урока.
Задания тематического зачета даны в двух равноценных вариантах. Задания каждого варианта разделяются по сложности на три блока: блок А содержит самые простые задачи, блок В — более сложные и блок С — самые сложные. Каждая задача из блока А оценивается 1 баллом, из блока В — 2 баллами, из блока С — 3 баллами. Поэтому за правильное решение всех задач блока А можно получить 7 баллов, блока В — 8 баллов и блока С — 9 баллов (всего 24 балла). Оценка “3” ставится за 6 баллов, “4” — за 10 баллов, “5” — за 14 баллов.