Геометрия 9 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ. ОКРУЖНОСТЬ, ВПИСАННАЯ В ПРАВИЛЬНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК - ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА
Цель деятельности учителя |
Создать условия для повторения теоремы об окружности, вписанной в треугольник, свойств касательной к окружности; для формулировки и доказательства теоремы об окружности, вписанной в правильный многоугольник; для выработки навыков решения задач |
||||
Термины и понятия |
Выпуклый многоугольник, правильный многоугольник, касательная, описанная и вписанная окружности, серединный перпендикуляр |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||||
Умеют формулировать определение правильного многоугольника, находить углы, формулировать и доказывать теоремы об описанной около правильного многоугольника и вписанной в него окружностях |
Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения и формулировать выводы. Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики |
||||
Организация пространства |
|||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||||
Образовательные ресурсы |
• Задания для фронтальной работы, для самостоятельной работы |
||||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Повторить ранее изученный теоретический материал |
(Ф/И) 1. Обсудить вопросы учащихся по домашнему заданию. 2. Ответить на вопрос: какой многоугольник называется правильным? 3. Вывести формулу для вычисления угла правильного n-угольника. 4. Ответить на вопрос: чему равна сумма внешних углов правильного многоугольника, взятых по одному при каждой вершине? 5. Сформулировать теорему об окружности, вписанной в треугольник. 6. Сформулировать свойство касательной к окружности. 7. Решить задачи № 1078 и 1079 (устно). 8. Решить задачи на доске и в тетрадях: 1) Окружность радиуса 5 см касается сторон угла А в точках В и С. Найдите длины отрезков АВ и АС, если центр окружности удален от вершины угла на 13 см. 2) Две окружности пересекаются в точках A и В. Докажите, что прямая, проходящая через их центры, перпендикулярна к отрезку АВ. 3) Докажите, что радиус окружности, вписанной в равносторонний треугольник, вдвое меньше радиуса описанной около него окружности |
||||
II этап. Изучение нового материала |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Ввести понятие окружности, вписанной в правильный многоугольник |
(И) Работа по учебнику. 1. Сформулировать определение окружности, вписанной в многоугольник. 2. Разобрать в учебнике на с. 272 по рис. 308 доказательство теоремы об окружности, вписанной в правильный многоугольник. Дома учащиеся записывают доказательство этой теоремы. 3. Записать в тетради следствие 1 и следствие 2. 4. Записать в тетради правила нахождения для заданного правильного многоугольника центров описанной и вписанной окружностей, а также их радиусов: 1) Центром окружности, описанной около правильного многоугольника, является точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам многоугольника (достаточно найти точку пересечения серединных перпендикуляров к двум соседним сторонам), а радиусом является отрезок биссектрисы угла многоугольника, соединяющий его вершину с центром. 2) Для нахождения центра и радиуса окружности, вписанной в многоугольник, достаточно построить биссектрисы двух соседних углов, найти точку О их пересечения и опустить из нее перпендикуляр на соответствующую сторону многоугольника (точка О будет центром вписанной окружности, а перпендикуляр - ее радиусом) |
||||
III этап. Закрепление изученного материала |
|||||
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
||||
Совершенствовать навыки решения задач |
(И) Самостоятельная работа (учащиеся выполняют работу на листках и сдают на проверку учителю). Вариант I 1. Решите задачи № 1081 (б), 1083 (б), 1084 (г). 2. Докажите, что три вершины правильного шестиугольника, взятые через одну, являются вершинами правильного треугольника. Вариант II 1. Решите задачи № 1081 (г), 1083 (а), 1084 (е). 2. Докажите, что четыре вершины правильного восьмиугольника, взятые через одну, являются вершинами квадрата |
||||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
(Ф/И) - Что нового узнали на уроке? - Оцените свою работу на уроке |
(И) Домашнее задание: повторить материал пунктов 109-111; ответить на вопросы 1-4, с. 284; решить задачи № 1085, 1131, 1130 |