Поурочные разработки по Алгебре 9 класс к учебнику А. Г. Мордковича - 2011 год
Функция y=n√x (n ∈ N, n ≥ 2), ее свойства и график (факультативное занятие) - Числовые функции
Цель: рассмотреть свойства и график функции
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1
1. Перечислите основные свойства и приведите график функции у = х-n для четных n.
2. Постройте график функции
Вариант 2
1. Перечислите основные свойства и приведите график функции у = х-n для нечетных n.
2. Постройте график функции
III. Изучение нового материала
В учебнике рассматривается только функция На наш взгляд, целесообразно расширить задачу: изучить функцию (n ∈ N, n ≥ 2) и привести ее график. При n = 3 тем самым будет рассмотрен материал учебника.
Вы уже знаете, что понятие квадратного корня возникло при решении простейшего квадратного уравнения х2 = а. При этом квадратным корнем из числа а называют такое число, квадрат которого равен а. Разумеется, кроме уравнения х2 = а, необходимо решать уравнения х3 = а, х4 = а,..., xn = а. Поэтому надо ввести понятие корня любой натуральной степени n (аналогичное понятию квадратного корня).
Корнем n-й степени из числа а называют такое число, n-я степень которого равна а. Этот корень обозначают символом Причем n называют показателем корня, а - подкоренным выражением.
Пример 1
а) так как 34 = 81;
б) так как (-2)3 = -8;
в) так как 05 = 0.
Принято корень второй степени называть квадратным корнем, корень третьей степени - кубическим корнем.
Теперь необходимо уточнить понятие корня. Сначала рассмотрим степенную функцию у = хn с нечетным показателем n. Из рис. a видно, что для любого значения а уравнение хn = а имеет единственное решение Обратимся теперь к степенной функции у = хn с четным показателем n (рис. б). Тогда уравнение хn = a при a < 0 решений не имеет, при a = 0 имеет единственное решение х = 0, при a > 0 имеет два противоположных по знаку решения. В этом случае положительное решение обозначают символом
Пример 2
Рассмотрим уравнение х4 = 81. Очевидно, что такое уравнение имеет два решения х1 = -3 и х2 = 3, так как при подстановке этих чисел в уравнение получаем верное равенство. Учитывая, что такие решения можно записать в виде
Таким образом, выражение при a ≥ 0 имеет смысл при четном и нечетном n и значение этого выражения является неотрицательным числом. Его называют арифметическим корнем n-й степени из а. Арифметическим корнем n-й степени из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, n-я степень которого равна а.
Корень нечетной степени из отрицательного числа можно выразить через арифметический корень из положительного числа.
Пример 3
Получаем так как
Ранее изученные свойства квадратного корня можно обобщить на случай корня n-й степени:
В равенствах 1-5 числа m и n натуральные; в равенствах 1-4 числа а, b ≥ 0, и в равенстве 4 число b ≠ 0.
Пример 4
Используя приведенные свойства, вычислим:
В заключение приведем графики функции для нечетных (а) и четных (б) значений n.
IV. Контрольные вопросы
1. Определение корня n-й степени.
2. Основные свойства корня n-й степени.
3. Графики функции для нечетных и четных значений n.
V. Задание на уроках
§ 14, № 1 (а, б); 2; 4; 7 (в, г); 8 (а, в); 10 (б); 11 (а, в); 13 (б); 15 (а, б); 19(a); 26; 27 (а, б); 28 (а).
VI. Задание на дом
§ 14, № 1 (в, г); 3; 5; 7 (а, б); 8 (б, г); 10 (г); 11 (б, г); 13 (г); 15 (в, г); 19(6); 25; 27 (в, г); 28 (б).
VII. Подведение итогов уроков