Поурочные разработки по Геометрии 11 класс
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов - урок 2 - Скалярное произведение векторов - МЕТОД КООРДИНАТ В ПРОСТРАНСТВЕ
Цели урока:
- повторить с учащимися вопросы теории и рассмотреть основные свойства скалярного произведения;
- сформировать умения вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Заслушать ход решения задачи № 443 (в) и дополнительной задачи (III уровень) по заранее подготовленным на доске решениям.
Учащимся дается задание: внимательно выслушать решение задач и быть готовыми ответить на вопрос: «Верно ли решена задача? Какие замечания к решению у тебя есть?»
Задача № 443 б).
Решение:
(Ответ: -2а2.)
III. Математический диктант (см. приложение)
После написания диктанта проводится самопроверка и обсуждение задач, с которыми не справилось большинство учащихся.
IV. Изучение нового материала
1. Задание:
- Запишите формулу длины вектора в координатах;
- Выразите из определения скалярного произведения.
- Пусть
Выразите в координатах.
Имеем
2. Основные, свойства скалярного произведения. (По усмотрению учителя некоторые можно доказать.)
Для любых векторов и любого числа k справедливы равенства:
1) причем при
2) (переместительный закон).
3) (распределительный закон).
4) (сочетательный закон).
Рассмотрим для примера свойство 3. Введем прямоугольную систему координат и рассмотрим произвольные векторы Воспользуемся формулой скалярного произведения в координатах и тем, что координаты вектора равны суммам соответствующих координат векторо.
3. Следует обратить внимание учащихся на то, что распределительный закон имеет место для любого числа слагаемых, а скалярное произведение, в котором каждый из сомножителей является суммой векторов, можно вычислить по правилу умножения многочленов.
Рассмотрим, например, скалярное произведение Положим Тогда Таким образом, Свойства скалярного произведения используются в процессе решения задач.
V. Закрепление изученного материала
1. Решение задач по готовому чертежу (рис. 1).
Дано:
Найти:
Решение.
(Ответ: )
Задача № 444 б), д)
Решение:
Вопрос: Какими являются эти векторы?
(Ответ: б) 0; д) √3.)
Задача № 445 д).
Дано:
Вычислить:
Решение: (Ответ: 28.)
Вопрос: Какие свойства скалярного произведения использовали при решении этой задачи?
Задача № 446 а).
Дано:
Найти: вид
Решение: если 90° < а < 180°. Значит, тупой. (Ответ: тупой.)
2. Самостоятельное решение задач с последующей проверкой.
I уровень
Задача № 449.
Дано:
Найти: значение m, при котором векторы перпендикулярны.
Решение: если (Ответ: 4.)
II уровень
Дано:
Найти:
Решение:
III уровень
Даны три силы приложенные к одной точке. Вычислите работу, производимую равнодействующей этих сил, когда точка их приложения, двигаясь прямолинейно, перемещается из А(5; 3; -7) в В(4; 1;-4).
Решение:
1. Найдем равнодействующую
2. Найдем вектор перемещения (Ответ: А = 7.)
Все задачи проверяются по готовым решениям.
VI. Подведение итогов
- Итак, в ходе сегодняшнего урока мы рассмотрели основные свойства скалярного произведения векторов, научились применять их для вычисления скалярного произведения и нахождения углов между векторами.
Домашнее задание
I уровень: № 445 (г); 446 (в); 451 (д).
II уровень: № 453; 459 (а); 454.
III уровень: № 459 б).
Дополнительные задачи
Задача № 1. Дан куб ABCDA1B1C1D1 ребро которого равно 1.
Найдите угол между векторами где точка М - середина ребра СС1.
Решение:
1 способ
Введем систему координат (рис. 2).
2 способ
(Ответ: )
Задача № 2
Дано:
Найти: