Уроки математики 2 класс
Сложение и вычитание без перехода через десяток - Третья четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся с устными и письменными приемами вычислений вида 35 + 2, 2 + 35; научить пользоваться ими при вычислении значений выражений, решении задач;
2) повторить табличные случаи умножения и деления в пределах 20, соотношения между единицами длины; совершенствовать умение решать задачи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Эта математика.
2. Устный счет.
— Вычислите.
— Первый множитель 5, второй множитель 3. Найти произведение.
— Делимое 14, делитель 7. Найти частное.
— Решите задачи.
1) С дерева сначала улетело 12 птиц, потом еще 6 птиц. Сколько всего птиц улетело с дерева?
2) Рыбаки поймали 6 окуней, 7 лещей, 5 карасей. Из 8 рыб сварили уху, 3 пожарили. Сколько рыб осталось у рыбаков?
3) Сумма двух чисел равна 22. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль отбросить, то получится другое число. Догадайтесь, какие это числа. (20 и 2.)
3. Работа над новым материалом.
На столах у детей пучки палочек (по 10 палочек) и палочки россыпью.
— Отложим на счетных палочках число 35. (Дети откладывают 3 десятка и 5 единиц.)
— А сейчас прибавьте к 35 число 2. (Дети прибавляют 2 палочки.)
— Куда вы положили 2 палочки — к пучку или палочкам россыпью? (К палочкам россыпью.)
— Пучки палочек — это ...? (Десятки.)
— Палочки россыпью — это ...? (Единицы.)
— Число 2 — это ... ? (Единицы.)
— Что вы сделали, если говорить на языке терминов? (К единицам прибавили единицы.)
— Сколько получилось всего палочек? (37.)
— Запишем решение этого примера на доске:
— Какой можно сделать вывод? (Единицы складывают с единицами.)
— Откройте учебник на с. 24 и объясните по рисунку, как выполнено сложение. Почему ответы получились одинаковыми? (Дети объясняют.)
Письменные способы решения примеров 35 + 2 и 2 + 35 учитель показывает на доске, объясняет, как записывать числа при сложении столбиком. Учащиеся записывают примеры в тетрадях.
4. Физкультминутка.
Поднимает руки класс —
Это «раз».
Повернулась голова —
Это «два».
Руки вниз, вперед смотри —
Это «три».
Руки в стороны пошир.
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать —
Это «пять».
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть».
5. Работа с учебником.
Упр. 1, с. 25. Два первых примера учитель решает вместе со всем классом. Учащиеся хором за учителем повторяют все рассуждения.
В результате этой работы учащиеся должны запомнить рассматриваемые алгоритмы сложения чисел без перехода через десяток.
Упр. 2, с. 25. В классе решают только первые три примера с полным объяснением. Один ученик решает у доски, остальные — в тетрадях.
Упр. 5, с. 25 направлено на закрепление изученного приема вычислений при решении текстовой задачи.
6. Физкультминутка.
7. Работа с учебником (продолжение).
Упр. 4, с. 25. Разбор этой задачи желательно вести от данных к вопросу. Вместе с учителем учащиеся составляют план решения задачи и самостоятельно записывают ее решение по действиям с пояснениями.
Упр. 5, с. 25 имеет целью повторение соотношений между единицами длины (сантиметр и дециметр) при решении задачи на разностное сравнение величин.
Упр. 7, с. 25. Учащиеся выполняют с комментированным управлением с места задания первой строки. Остальные задания можно выполнить дома.
8. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Что особенно запомнилось?