Уроки математики 2 класс
Взаимно обратные задачи - Четвертая четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся с новым математическим понятием «взаимно обратные задачи»; научить выявлять взаимно обратные задачи и составлять задачи, обратные данной;
2) закрепить умение сравнивать величины, выражать одни единицы измерения через другие;
3) совершенствовать вычислительные навыки, геометрические представления учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки — все для вас!
Пожелаем вам удачи —
За работу, в добрый час!
2. Устные упражнения.
1) Математический диктант.
— Чему равна сумма чисел 30 и 40?
— Чему равна разность чисел 68 и 3?
— Подумайте, какое число на 7 больше числа 43. Какое число на 4 меньше числа 80?
— Увеличьте число 15 на 29.
— Уменьшите число 72 на 30.
— Первый множитель 30, второй множитель 3. Найдите произведение.
— Делимое 60, делитель 2. Найдите частное.
— Прочитайте ответы, которые у вас получились. (70, 65, 50, 76, 44, 42, 90, 30.) Какое число лишнее? Почему? (44 записано одинаковыми цифрами, а все остальные — разными.)
— Запишите эти числа в порядке убывания. (Дети записывают на следующей строке ряд чисел: 90, 76, 70, 65, 50, 44, 42, 30.)
2) Геометрическое лото.
— Назовите номер многоугольника, который составлен из данных фигур.
3. Работа над новым материалом.
На доске даны три задачи своими краткими записями.
Учащиеся под руководством учителя составляют задачи, решают их и записывают решения и ответы в специально отведенных для этого местах. Далее проводится беседа, в которой учащиеся должны установить взаимосвязи между этими задачами. Итог беседы подводит учитель. Он говорит, что если одно из данных в условии задачи посчитать неизвестным, а вычисленное неизвестное взять за данное, то получится задача, обратная данной. Затем разбирается задача из объяснительного текста учебника со с. 61.
4. Физкультминутка.
Вышли мышки как-то ра.
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон,
Побежали мышки вон.
5. Работа с учебником (продолжение).
Упр. 1, с. 62 служит первичному закреплению нового понятия о взаимно обратных задачах. Работа организуется в форме фронтальной беседы.
Упр. 2, с. 62 направлено на закрепление изученных приемов сложения и вычитания в пределах 100, повторение таблиц умножения и деления, правил порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Примеры первой строки учащиеся решают на доске и в тетрадях под руководством учителя, примеры двух последних строк — самостоятельно по вариантам.
Упр. 3, с. 62 можно выполнить устно в ходе фронтальной беседы с учащимися.
6. Физкультминутка.
7. Работа с учебником (продолжение).
Упр. 4, с. 62 имеет целью повторение правил действий с именованными величинами.
Упр. 5, с. 62 направлено на повторение понятия числового луча и моделирование действий с помощью луча.
Упр. 6, с. 62. Последовательность составлена на основе чередования двух действий: вычитания 1 и прибавления 3. Так, если из первого числа 2 вычесть 1, то получится второе число последовательности — это 1. Если затем ко второму члену последовательности 1 прибавить 3, то получится третье число этого ряда — это 4. Продолжая дальше чередовать эти действия, получаем, что искомое число, стоящее после 11, должно быть равно 11 + 3 = 14.
8. Итог урока.