Уроки математики 3 класс
Счёт сотнями - НУМЕРАЦИЯ - Третья четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся с новой счётной единицей — сотней, научить считать сотнями, вести как прямой, так и обратный счёт, повторить свойство деления суммы на число, продолжить работу по закреплению вычислительных приёмов вне табличного умножения и деления в пределах 100;
2) совершенствовать вычислительные навыки учащихся, умение обосновывать действия в решении задачи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устный счёт.
1) Геометрическое лото.
На магнитной доске прикреплены фигуры.
— Среди пронумерованных фигур найдите те, из которых можно сложить жёлтый квадрат.
2) Игра-соревнование «Кто быстрее?».
Учитель разбивает класс на три команды по рядам. На доске записаны примеры в три столбика. По сигналу учителя учащиеся каждой команды по одному выходят к доске и решают примеры по порядку. Побеждает команда, выполнившая задание лучше и быстрее всех.
3. Изучение нового материала.
— Обведите в тетради квадрат с длиной стороны 10 клеток. (Учитель выполняет это задание на клетчатой области доски, а учащиеся — в тетрадях.) Сколько всего клеток в этом квадрате? (100 клеток.) Как узнали? (10 · 10 = 100.) 100 клеток — это значит 1 сотня клеток. На письме это обозначают так: «1 сот.». Закрасим в этом квадрате один десяток клеток. (Учитель закрашивает верхний ряд клеток.) Сколько таких рядов в этом квадрате? (10 рядов.) Значит, в 1 сотне клеток 10 десятков клеток. (Учитель записывает: 1 сот. = 10 · 1 дес.)
— Отступите от квадрата вправо 3 клетки и нарисуйте рядом такой же квадрат. (Дети рисуют.) Сколько клеток в этом квадрате? (100 клеток, или 1 сотня клеток.) Сколько всего клеток в двух квадратах? (2 сотни клеток.) Как узнали? (1 сот. + 1 сот. = 2 сот.)
Учитель записывает на доске это решение.
Нарисуйте ещё один квадрат, содержащий 1 сотню клеток. Сколько теперь клеток в трёх квадратах? (3 сотни клеток.) Как узнали? (Взяли 3 раза по 1 сотне или прибавили к двум сотням ещё одну.)
Учитель записывает на доске равенство:
2 сот. + 1 сот. = 3 сот.
— и предлагает детям записать в тетради и решить следующие примеры. (Учащиеся выполняют задание комментированным управлением с места.)
— Назовите ответ последнего примера. (10 сотен.) 10 сотен по-другому называют тысячей. Примечательно, что тысячей называли ополчение в Древней Руси, делившееся на сотни.
4. Работа с учебником.
Упр. 1—3, с. 47 служат первичному закреплению нового материала. Эти задания можно выполнить устно под руководством учителя.
Упр. 4, с. 48 один ученик выполняет у доски, остальные в тетради.
5. Физкультминутка.
Упр. 5, с. 48 рекомендуется для фронтальной работы с классом. Учащиеся сначала читают выражение в рамке, затем находят равное ему, называют его номер и вычисляют значение выражения. Решение можно оформить письменно, например:
Упр. 6, с. 48 рекомендуется для самостоятельной работы.
Упр. 7, с. 48. В ходе беседы учитель совместно с детьми составляет и записывает на доске краткую запись условия в виде таблицы.
Было |
Вышли |
Осталось |
|
Автобусы |
45 м |
||
Маршрутное такси |
?, в 3 раза меньше |
Обоснования выражений проводятся устно.
Упр. 8, с. 48 можно рекомендовать для домашней работы.
6. Итог урока.