Математика 5 класс - Поурочные разработки
Умножение натуральных чисел - Умножение и деление - Действия с натуральными числами
Цель: восстановить знания и умения учащихся, связанные с умножением натуральных чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Вычислите:
4 · 3 · 5; 5 · 5 · 4; 4 · 6 · 2; 5 · 6 · 8; 2 · 3 · 9; 11 · 2 · 4.
2. При умножении каких двух натуральных чисел получится 30? 45? 100? 36? 56? 72? (Учитель показывает карточку с числом.)
3. Какую цифру надо приписать справа к цифре 3, чтобы получилось двузначное число, которое делится на 7? на б? на 4? на 8? на 5?
4. Увеличить каждое из чисел 36, 43, 47, 58, 93 в 10 раз; в 100 раз.
III. Актуализация знаний.
Почему возникло действие умножение? Нужно было придумать более удобный способ записи и вычисления суммы одинаковых слагаемых.
1. Замените сумму произведением (устно):
2. Как называют числа, которые перемножают? Как называют результат умножения?
Опорная схема:
3. Сформулируйте свойства умножения, связанные с числами 1 и 0.
Запись на доске
Приведите примеры, иллюстрирующие эти свойства.
Объясните смысл стихотворения.
Попав как множитель средь чисел,
Нуль сразу сводит все на нет.
И потому в произведени.
Нуль за всех несет ответ.
4. Выполните умножение многозначных чисел 12 · 73, напомнив учащимся, в чем удобство способа умножения столбиком.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Работа у доски. Выполнить умножение: 53 400 · 7; 873 · 6; 295 · 136. Умножение выполняют учащиеся с подробными пояснениями.
2. РТ, часть 1, № 56. Обратите внимание на случаи, усложняющие умножение, когда у множителя имеются нули в середине.
3. Как удобнее выполнить умножение: 35 · 1476; 742 · 2111; 678 · 123?
Удобнее умножать на множитель, у которого меньше цифр, либо на число, в записи которого содержатся одинаковые цифры или цифры, меньше, чем у другого множителя. Умножение выполнить у доски с пояснениями.
4. Литературная минутка. Учащиеся читают по ролям стихотворение «О чем поют птицы».
Идут домой из школы четыре ученицы.
Им песенку веселую насвистывают птицы.
«Шестью восемь — сорок восемь», —
Распевают снегири.
Воробьи с высоких сосе.
Повторяют: «Трижды три».
Несут домой тетрадк.
Четыре ученицы.
Там цифры в беспорядке,
Зачеркнуты страницы.
Два чижа сидят на ветке,
«Покажи, — поют чижи, —
Покажи свои отметки,
Все тетрадки покажи!»
А в тетрадках что творится!
Ничего в них не понять:
Три на девять — вышло тридцать,
Два на восемь — двадцать пять!
Бегут по переулк.
Четыре ученицы.
«Мы вышли на прогулку,
А нас прогнали птицы!»
«Трижды три», — кричат вороны,
«Пятью пять», — кричат грачи.
«Повтори, — кричат вороны, —
Математику учи».
5. У, № 237 (самостоятельно), 239 (устно), 244 (б) (сделать краткую запись у доски, составить план решения задачи самостоятельно, записать решение).
V. Итоги урока.
1. Как называются числа при умножении и результат?
2. Чему равно произведение любого числа на нуль? А нуля на любое число?
3. Какие вы знаете приемы, упрощающие умножение многозначных чисел?
VI. Домашнее задание.
У, № 224, 238, 240.