Математика 5 класс - Поурочные разработки
Окружность. Круг - Окружность - Линии
Цели: ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра; сформировать умение пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа (цели — восстановление навыков использования таблицы умножения в действиях с круглыми числами, решение текстовых задач, содержащих в условии выражения «больше (меньше) в ... раз», «во сколько раз больше (меньше)»).
1. Вычислите:
2. В первый день посадили 9 рядов смородины по 7 кустов в каждом ряду. Сколько кустов смородины посадили в первый день?
3. Во сколько раз 4 ч меньше суток?
4. Во сколько раз 40 м меньше 1 км?
5. Во сколько раз путь в 36 км длиннее пути в 4 км?
III. Индивидуальный опрос учащихся.
Карточка 1. Проходя по спирали, выполните соответствующие вычисления, записывая промежуточные результаты в петли (рис. 24).
Рис. 24
Карточка 2. Восстановите цепочку вычислений (рис. 25). Карточка 3. Решите задачу по готовому чертежу (рис. 26).
а) AD — ?, если АВ = 2 см, ВС = 3 см, CD = 3 см;
б) CD — ?, если AD = 20 см, АВ = 7 см, ВС = 9 см;
в) ВС — ?, если AD = 12 см, АВ = 2 см, ВС = CD.
Рис. 25
Рис. 26
Карточка 4. Назовите ломаные, изображенные на рисунках 27, 28, их вершины и звенья. Найдите длины ломаных.
Рис. 27
Рис. 28
IV. Проверочная работа. КР, с. 32, варианты 1, 2.
Физкультминутка «Счет с препятствиями»
1. Сообщение учителя.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны быть все время в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид. В русском языке слово «круглый» тоже означает высокую степень чего-либо: круглый отличник, круглый сирота и т. д.
2. 1). Самостоятельная работа учащихся с текстом п. 1.4 учебника. (Рассмотреть понятия: окружность, круг, радиус, диаметр, дуга.)
2). Обсуждение прочитанного текста.
3. Фронтальный опрос.
• Назовите точки, принадлежащие окружности.
• Назовите точки, принадлежащие кругу.
• Пересекает ли прямая l окружность? В каких точках?
• Пересекает ли луч KN окружность?
• Назовите центр окружности.
• Отмечен ли радиус у данной окружности? Назовите его.
• Показан ли диаметр данной окружности?
• В чем заключается основное свойство окружности?
Рис. 29
4. Практическая работа.
1). Отметьте точку О. Отметьте точки А и Б, удаленные от точки О на 3 см.
Выполните построение с помощью: а) линейки; б) циркуля.
2). Отметьте точки С и D, удаленные от точки О на 3 см. Сколько можно отметить точек, удаленных от точки О на 3 см?
3). Отметьте еще 5 точек, удаленных от точки О на 3 см. Какую линию образуют множества точек, удаленных от точки О на 3 см?
4). Проведите эту окружность.
VI. Формирование умений и навыков.
1. Построение окружности. У, № 55; РТ, часть 2, № 33, 37.
2. Нахождение радиуса, если известен диаметр, и диаметра, если известен радиус. РТ, часть 2, № 34; У, № 56, 57.
VII. Итоги урока.
1. Назовите какой-нибудь предмет, имеющий форму окружности.
2. Назовите какой-нибудь предмет, имеющий форму круга.
VIII. Домашнее задание.
У, п. 1.4, № 58, 60, 61.