Математика 5 класс - Поурочные разработки
Решение задач арифметическим способом - Разные арифметические задачи - Делимость чисел
Цели: обучить различным приемам рассуждений при решении арифметических задач, развивать мышление, фантазию, воображение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Арифметическая разминка.
Поставьте вместо звездочек пропущенные цифры:
2. Из данных чисел 2, 5, 6, 8, 12, 19, 24, 32, 45, 48 выберите: а) простые числа; б) составные числа; в) числа, являющиеся делителями 24; г) числа, не кратные 2; д) числа, кратные 3 и 5; е) числа, кратные 3 или 5; ж) делители 8 и 12; з) делители 8 или 12.
3. Назовите признаки делимости чисел на 2, на 3 и на 5.
Учитель говорит рифмовки:
Признак делимости на 2
Знать обязательно каждому надо,
Чтоб получить без ошибки ответ:
Из натуральных разделятся на .
Четные числа, нечетные — нет.
Признак делимости на 3
Натуральные без всякого труд.
Те лишь числа делятся на 3 всегда,
У которых сумма цифр, посмотри,
Без остатка тоже делится на 3.
Признак делимости на 5
О том, что не вернуть минуты вспять,
Давно по свету ходит поговорка.
И те лишь числа делятся на 5,
В конце которых нуль или пятерка.
III. Формирование умений и навыков.
1. Работа с текстом учебника.
Рассмотрите решение задач 1 и 2 в п. 6.6.
2. Решение задач.
1). У, № 613.
Если бы все дети принесли по 3 кг, то всего было бы 3 · 30 = 90 (кг).
Но принесли 122 кг. Это на 122 - 90 = 32 (кг) больше. Эти лишние 32 кг принесли мальчики. Каждый из них принес на 5-3 = 2 (кг) больше. Значит, в классе 32 : 2 = 16 мальчиков.
2). У, № 615.
Если во второй бочке была 1 часть воды, то из первой бочки в нее вылили еще 3 части воды и в каждой бочке оказалось по 4 части воды. Таким образом, 40 ведер воды — это 8 частей и на каждую часть приходится 5 ведер воды. Следовательно, во второй бочке было первоначально 5 ведер воды, а в первой — 35 ведер воды.
3). У, № 616 (а, б).
а) Сначала мама раздала детям по 4 конфеты, после чего у нее осталось 3 конфеты. Мама начала раздавать детям по пятой конфете — троим детям досталось по пятой конфете, а двоим не хватило. Значит, детей было 3 + 2 = 5.
4). Дополнительно.
а) Из рассказа А. П. Чехова «Репетитор».
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 р. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 р. за аршин, а черное — 3 р.
б) Из «Азбуки» JI. Н. Толстого.
Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было 3 дома — их взяли старшие три брата. А меньшим зато выделили деньги. Каждый из старших заплатил по 800 р. меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собою, и тогда у всех братьев стало поровну. Много ли стоили дома?
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
У, п. 6.6, № 612, 614, 616 (в).