Математика 5 класс - Поурочные разработки
Решение задач на нахождение дроби от числа - Что такое дробь - Дроби
Цели: закрепить умение изображать дроби точками на координатной прямой, сформировать умение решать задачи на нахождение дроби от числа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Индивидуальный опрос учащихся.
Карточка 1. У, № 752.
Карточка 2. На координатной прямой отметьте точки выбрав удобный единичный отрезок.
Карточка 3. У, № 769.
III. Устная работа.
1. Назовите все правильные дроби со знаменателем 7.
2. Назовите все неправильные дроби с числителем 6.
3. Буквой n обозначено число. Известно, что существует ровно одна правильная дробь со знаменателем n. Какое число обозначено буквой n?
4. Назовите три дроби, которые расположены на координатной прямой (рис. 146) правее (левее) единицы.
Рис. 146
5. Какие из точек, отмеченных на координатной прямой (рис. 147), изображают правильные дроби? неправильные дроби?
Рис. 147
IV. Проверочная работа. ДМ, П-21.
V. Формирование умений и навыков.
1. Упражнения на нахождение одной доли.
1). Найдите: а) 1/3 от 15; б) 1/2 от 24; в) 1/5 от 35; г) 1/7 от 42; д) 1/100 от 500; е) 1/4 от 36.
2). а) Сколько минут в 1/3 ч? б) Сколько минут в 1/5 ч? в) Сколько минут в 1/6 ч? г) Сколько минут в 1/10 ч?
3). Сколько сантиметров содержится в 1/10 м; в 1/2 м; в 1/5 м; в 1/20 м?
2. Нахождение дроби от числа.
1). Используя предыдущие упражнения, ответьте на вопросы:
а) Сколько минут в 2/3 ч; в 4/5 ч; в 5/6 ч; в 7/10 ч?
б) Сколько сантиметров в 3/10 м; в 4/5 м; в 17/20 м?
2). Найдите: а) 2/5 от 70; б) 3/7 от 70; в) 7/10 от 70; г) 11/35 от 70.
Физкультминутка «Хлопушка»
Учащиеся хлопают, если названа неправильная дробь: и т.д.
3. Решение задач на нахождение дроби от числа. Обратить внимание учащихся на то, что ключом к решению рассматриваемых задач является отыскание одной доли.
1). У, № 753 (устно).
2). У, № 754 (б). Осознанию учащимися способа рассуждений будет способствовать изображение условия задачи в виде схематического рисунка (см. рис. 148).
Рис. 148
1) Найдем одну долю, т. е. одну пятую всего пути, 200 : 5 = 40 (км).
2) Найдем две пятых расстояния между городами: 40 · 2 = 80 (км).
3). У, № 755 (б), 756 (б), 770 (а).
VI. Итог урока.
Сколько граммов содержится в одной сотой килограмма; в 1/10 кг; в 3/10 кг; в 1/2 кг; в 3/5 кг?
VII. Домашнее задание.
У, п. 8.2, № 754 (а), 757, 759. Дополнительно № 761.