Поурочные разработки по Математике 6 класс
Столбчатые диаграммы - КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ - РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Цели: ввести понятие столбчатых и круговых диаграмм; ознакомить с принципом построения столбчатых и круговых диаграмм; отрабатывать умение строить диаграммы; повторить теорию по теме «Взаимное расположение прямых. Координатная плоскость»; прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Цифровой диктант
(1 — да, 0 — нет. Можно выставить оценки.)
Верно ли утверждение:
1. Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называют перпендикулярными.
2. Плоскость, на которой выбрана система координат, называют координатной плоскостью.
3. Две непересекающиеся прямые называют параллельными.
4. Отрезки (лучи), лежащие на перпендикулярных прямых, называют перпендикулярными отрезками (лучами).
5. Координатную прямую х называют осью ординат, а координатную прямую у — осью абсцисс.
6. Через каждую точку плоскости, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной прямой.
7. Параллельные прямые строят с помощью транспортира.
8. Обозначают перпендикулярные прямые с помощью знака X.
9. Отрезки (лучи), лежащие на параллельных прямых, называют параллельными отрезками (лучами).
10. Пару чисел, определяющих положение точки на плоскости, называют ординатой точки М.
11. Через каждую точку плоскости, не лежащую на данной прямой, можно провести бесконечно много прямых, перпендикулярных данной прямой.
12. Перпендикулярные прямые строят с помощью транспортира или чертежного треугольника.
13. Обозначают параллельные прямые с помощью знака «=».
14. Если две прямые перпендикулярны третьей прямой, то они параллельны.
15. Каждой точке М на координатной прямой соответствует пара чисел: ее абсцисса и ордината.
(Ответ: 1; 1; 0; 1; 0; 1; 0; 1; 1; 0; 0; 1; 0; 0; 1.)
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся... А вот с чем, вы узнаете позже.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
Показать примеры круговых и столбчатых диаграмм.
— Как называются данные чертежи? (Ответы детей. Могут ответить, что диаграммы.)
— Как вы думаете, где и для чего они используются?
2. Работа с учебником.
Прочитайте § 46 в учебнике на стр. 249.
— Столбчатые диаграммы, что это такое? Как вы поняли? Объясните.
3. Решение задачи.
В классе 30 человек. 5 учеников написали контрольную работу на «5», 15 учеников — получили «4», 8 учеников — тройку и 2 ученика — двойку. Учителю нужно сдать анализ контрольной работы.
По результатам работы нужно построить диаграмму.
Диаграммы
(Объяснить на примере принцип построения диаграмм.)
Столбчатая диаграмма:
Пусть 1 ученик изображается столбиком высотой 3 мм, тогда 5 учеников, получивших «5», — столбиком 15 мм = 1 см 5 мм; 15 учеников, получивших «4», — столбиком 4 см 5 мм; 8 учеников, получивших «3», - столбиком 2 см 4 мм; 2 учеников, получивших «5», — столбиком 6 мм.
— Постройте столбчатую диаграмму.
Круговая диаграмма:
Мы знаем, что в круге 360°, поэтому мы:
1. 360° : 30 = 12° — изображаем одного ученика.
2. 12 · 5 = 60°— учеников, получивших «5». (Значит, в круге надо провести два радиуса под углом 60°, можно закрасить эту часть круга.)
3. 12 · 15 = 180°— учеников получивших «4».
4. 12 · 8 = 96° — учеников получивших «3».
5. 12 · 2 = 24° — учеников получивших «2».
— Постройте круговую диаграмму.
— Сформулируйте тему урока. (Столбчатые и круговые диаграммы.)
V. Закрепление изученного материала (индивидуальная работа)
— Кто не понял, как строить диаграммы, попросите помощи у учителя или консультантов.
№ 1425 стр. 250 (на доске и в тетрадях.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
№ 1432 стр. 251 (с подробным комментированием, на доске и в тетради).
Пусть х — делитель,
4/5 х — это 4/5 его.
то есть делитель уменьшился в 5 раз, следовательно, частное увеличится в 5 раз.
(Ответ: частное увеличится в 5 раз.)
VIII. Повторение изученного материала
1. № 1429 стр. 250 (взаимопроверка).
— Нужно ли отмечать данные точки на координатной плоскости, чтобы ответить на вопрос? (Нет.)
— Как по координатам точки определить, где на координатной плоскости расположена точка?
(Ответ: а) А, В, С, К; б) D, Е; в) A, D, М; г) В, С, N; д) N, М; е) Е, К.)
2. № 1434 (для рисунка а)) стр. 250 (с подробным комментированием).
— Для рисунка а) ответьте на вопросы а) и б).
(Ответ: а) —2 ≤ х ≤ 3; б) — 1 ≤ у ≤ 2.)
— Как называется такое неравенство? (Нестрогое.)
IX. Подведение итогов урока
— Объясните, что такое столбчатая диаграмма?
— А круговая диаграмма? Что у них общего? Чем они отличаются?
— Где она используется в жизни?
Домашнее задание
№ 1437 (б) стр. 251, № 1439, 1440 (а, в) стр. 252.