Поурочные разработки по Математике 6 класс
Прямая и обратная пропорциональная зависимости - урок 2 - ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Цели: отрабатывать умение решать задачи с помощью пропорции; обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков и умений решать задачи; закрепить понятия отношения и пропорции, представление о прямой и обратной пропорциональностях величин; формировать способность к сравнению величин путем нахождения их отношений, к упрощению отношений и нахождению отношений величин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Выразите неизвестные переменные а, b, с, d:
— Расскажите, как найти неизвестный член пропорции, если три остальные члена известны.
2. Закончите предложение:
а) Отношение пройденного пути к затраченному времени называется...
б) Отношение стоимости товара к его количеству называется...
в) Отношение выполняемой работы к затраченному времени называется...
— Какие отношения вы знаете? Приведите примеры.
3. Выразите неизвестные переменные:
— Что неизвестно в каждом уравнении? Как найти?
4. Как из двух сделать десять? (Взять две палочки и выложить число X.)
5. Сосчитайте количество треугольников на чертеже.
6. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
III. Индивидуальная работа
1 карточка
1. Из 1,75 т золотоносного песка намывают в среднем 0,7 г золота. Сколько золота можно намыть из 2170 т золотоносного песка?
2. Укажите прямо пропорциональную зависимость, связывающую скорость, время и расстояние. Запишите в виде формулы.
2 карточка
1. Из 7,5 кг свежих грибов получается 1,5 нити сушеных грибов. Сколько нитей сушеных грибов получится из 17,5 кг свежих грибов?
2. Укажите обратно пропорциональную зависимость, связывающую скорость, время и расстояние. Запишите в виде формулы.
IV. Сообщение темы урока
— Ребята, сегодня мы продолжим решать задачи на прямую и обратную пропорциональности с помощью пропорции.
V. Закрепление изученного материала
1. Откройте свои тетради и заполните таблицу:
Масса упаковки |
Кол-во упаковок |
150 г ? г 25 г 300 г ? |
30 10 ? ? ? |
— Определите, какая зависимость между массой упаковки и количеством упаковок? (Прямая пропорциональная зависимость.)
— Вставьте пропущенные данные.
V, км/ч |
120 |
? |
40 |
? |
? |
t, ч |
3 |
12 |
? |
6 |
? |
— Какая зависимость между скоростью и временем? (Обратная пропорциональная зависимость.)
— Как характеризуются прямо пропорциональные величины? Обратно пропорциональные величины?
2. № 787 стр. 130 (у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче?
— Что надо узнать в задаче?
— Объясните, что такое процент всхожести?
— Все посеянные горошины — это сколько процентов? (100%.)
— Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?
— Запишите решение способом нахождения процентного отношения.
1 способ
Решение:
— Запишем кратко условие задачи в виде таблицы.
— Количество горошин, которые взошли, и процент всхожести, какие величины? (Прямо пропорциональные.)
— Обозначьте это в краткой записи.
— Как найти неизвестный крайний член пропорции?
2 способ
Решение:
Пусть х% горошин дали всходы.
Посеяли |
200 г |
100% |
Взошло |
170 г |
х% |
— горошин дали всходы.
(Ответ: процент всхожести — 85%.)
2. № 790 стр. 131 (после разбора самостоятельно).
— Сколько процентов стали по плану должен был за месяц выплавить завод? (100%.)
— Сколько фактически процентов стали они выплавили? (115%.)
— Что в этом случае можно сказать? (Они перевыполнили план.)
— Как узнать сколько тонн стали выплавил завод? (Надо количество стали по плану умножить на десятичную дробь, равную фактическому количеству процентов.)
— Запишите решение.
Решение:
1 способ
115% = 1,15
980 · 1,15 = 1127 (т)
2 способ
— Не забудьте определить, какую зависимость между величинами вы рассматриваете.
Пусть х (т) — стали выплавили фактически.
По плану |
980 т |
100% |
Фактически |
x т |
115% |
1127 т — стали выплавили фактически.
(Ответ: 1127 т.)
VI. Физкультминутка
VII. Повторение изученного материала
— Посмотрите внимательно на составленные пропорции:
— Все ли они верно составлены?
— Назовите верные пропорции.
— Назовите в данных пропорциях крайние и средние члены.
— Какие способы помогают определить, верна ли пропорция?
— Назовите основное свойство пропорции.
VIII. Самостоятельная работа (10—15 мин)
— Решите задачи, составив пропорции.
Вариант I
1. На топографической карте участок пути в 36 м изобразили отрезком длиной 7,2 см. Во сколько раз уменьшили участок пути для изображения?
2. 8 м сукна стоят столько же, сколько 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 14 м сукна?
3. Четыре каменщика могут выполнить работу за 15 дней. За сколько дней выполнят эту работу 3 каменщика?
Вариант II
1. Учебник содержит 315 страниц. Первая глава учебника содержит 81 страницу. Какую часть учебника составляет первая глава?
2. Восхождение на высоту 1200 м равно усилию, требуемому для перехода 50 км по равнине. Туристы поднялись в горы на 750 м. Переходу какого расстояния по равнине соответствует этот подъем?
3. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 1,5 часа. Сколько косцов выпьют такой же бочонок за 3 часа?
IX. Подведение итогов урока
— Какие величины называют обратно пропорциональными?
— Что можно сказать об отношениях соответствующих значений таких величин?
— Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
— Каким способом мы сегодня научились решать задачи на прямую и обратную пропорциональность? (С помощью пропорции.)
Домашнее задание
№ 814, 815, 816 стр. 133.
Творческое задание (по желанию): придумать интересную, познавательную задачу по теме «Пропорции», красочно ее оформить.