Волшебные часы

Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

Волшебные часы

Повторительно-обобщающий урок-игра

Решение примеров и задач. Преобразование именованных чисел

4-й класс

Цели урока:

Учебные:

• Закрепить навыки внетабличного умножения и деления.

• Закрепить преобразование именованных чисел.

• Закрепить навыки умножения и деления многозначных чисел.

Развивающие:

• Развивать математическое мышление.

• Развивать навыки устного счёта при умножении и делении.

• Развивать логическое мышление учащихся при решении задач.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к предмету математики.

• Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи при решении задач и примеров.

• Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование:

• Настенные часы (нарисованные или настоящие).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Математика — наука

Очень важная для нас.

Интересней нет предмета,

Это знает весь наш класс.

2. Знакомство с темой и героями урока

Учитель:

— В зале на стене висели чудесные старинные часы с расплывчато-желтоватым циферблатом и ажурным домиком в центре. Предполагалось, что в этом домике ночью будут отдыхать числа, которые временно не работают.

Но времени для отдыха у чисел не было. Две коварные стрелки всё время не давали им покоя. Однажды числа недовольно заворчали:

— Неужели у нас никогда не будет перерыва для отдыха?

— Мы ходим день и ночь, — сказали часы. — Мы устали.

— У нас нет выходных! — жаловались числа.

— Мы не пьём, не едим — даже машина не поедет без топлива!

— Давайте устроим себе праздник!

И числа на часах решили организовать день отдыха — 12-го числа 12-го месяца в 12 часов ночи.

Но дверь в домике закрыта, а откроется она только тогда, когда будут решены примеры. Надо вам сказать, что все числа были отличными математиками с рождения, и им понравилась эта идея.

3. Устный счёт

(Запись ответов в тетрадях.)

1. Сумма трёх чисел равна 100. Первое слагаемое 29, второе — в 2 раза больше первого. Чему равно третье слагаемое?

2. Во сколько раз число 1400 больше 14?

3. Из числа 87 вычтите произведение чисел 6 и 9.

4. Из произведения чисел 17 и 5 вычтите число 15.

5. Чему равно произведение чисел 12 х 5 х 3 х 0?

6. Сумму чисел 40 и 12 уменьшите в 2 раза.

7. Периметр прямоугольника равен 42 см, длина прямоугольника равна 14 см. Чему равна ширина прямоугольника?

8. Какое число надо разделить на 15, чтобы получить число 7?

9. Найдите сумму чисел 126 и 999.

10. Число 19000 уменьшите в 500 раз.

(Проверка ответов по усмотрению учителя: выборочная устная или с использованием сигнальных карточек.)

4. Числа в домике

Учитель:

— После того как мы решили все примеры, дверь домика открылась — и числа одно за другим вбежали внутрь. Они уселись за круглый стол, за которым стояло 12 стульев. Все расселись по своим местам. Угощения на столе были миниатюрные, но в большом количестве, и как только появлялось желание взять что-то, эти продукты сразу складывались в странные узоры примеров и задач. Чтобы что-то съесть, надо было выполнить различные задания, что для наших гостей не было большой проблемой, а вызывало восторг и удивление.

Задание 1. Решите примеры:

(Ответы: 107; 51; 96; 26.)

Задание 2. Сравните выражения и поставьте соответствующие знаки:

Задание 3. Уменьшите числа в 100 раз и запишите во втором ряду:

400 700 1000 5000 7800 32000 90100

Задание 4. Выразите именованные числа в километрах и метрах:

5846 м 1005 м 2073 м

3807 м 1400 м 24870 м

Задание 5. Сравните именованные числа и поставьте соответствующие знаки:

6 м 5 дм ... 6 м 50 см

5 км 80 м ... 5 км 800 м

4 дм 8 см ... 4 дм 70 мм

7 м 9 дм ... 7 м 91 см

5. Освобождение первой половины чисел

Учитель:

— Полакомившись за столом, числа решили выйти прогуляться, но дверь оказалась на замке. В чём дело? Оказывается, стрелки очень обиделись, что их не пригласили к столу, хотя они считают себя главными — ведь они же показывают время, а не числа! И решили стрелки расстроить праздник чисел — накрепко заперли их в домике.

Числа изрядно перепугались: как им выйти из домика?

— Выпустите нас отсюда! — закричали числа. — Утром проснутся люди, а чисел на часах нет — это вызовет переполох!

— Ничего страшного, люди и без чисел умеют определять время — по вашему местонахождению, — ответили стрелки. — А мы будем продолжать ходить по кругу.

— Извините нас, пожалуйста! Как мы можем искупить свою вину, чтобы вы нас выпустили?

Подумав, стрелки ответили:

— Давайте мы вам будем давать задания, вы их будете выполнять, а мы вас будем по одному выпускать.

Так и договорились.

Задание 1. Заполните следующие таблицы по вариантам.

Первый вариант:

Таблица 1

а

80

75



90

84

в


15

25

29


14

а : в

16


4

3

18


Второй вариант:

Таблица 2

в

14

16

12



16

с

4


8

24

37


в х с


64


96

74

80

(Взаимопроверка ответов сидящими рядом детьми.)

Учитель:

— Итак, освобождено первое число.

Задание 2. Выполните деление.

(Ответы: 303; 403; 2003; 708; 1001; 3001.)

Задание 3. Длина прямоугольного участка равна 120 м, ширина составляет 2/з его длины. Вычислите периметр этого прямоугольника. (Ответ: 400 м.)

Задание 4. Среднее арифметическое трёх чисел равно 27; одно из этих чисел 21, второе 28. Найдите третье число. (Ответ: 32.)

Задание 5. Царь-колокол в Москве имеет массу 12000 пудов. Определите его массу в килограммах. (Ответ: 192000 кг.)

Задание 6. Примените распределительный закон умножения:

(Взаимопроверка сидящих рядом детей.)

Учитель:

— Шесть заданий мы выполнили. Значит, шестерым мы уже помогли выбраться на свободу.

От такой напряжённой работы мы устали. Давайте немного отдохнём.

6. Физминутка

Смотри скорей, который час!

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла...

Мы тоже можем так!

7. Освобождение второй половины чисел

Учитель:

— Ребята, мы немного отдохнули и можем продолжать работу по освобождению второй половины чисел.

Задача 1. Одному магазину для продажи привезли 420 часов, что на 60 часов меньше, чем второму магазину, и на 40 часов больше, чем третьему магазину. Сколько всего часов привезли для продажи в три магазина? (Ответ: Всего в три магазина привезли 1280 часов.)

Задача 2. Знаменитая Царь-пушка, отлитая в XVI веке, имеет массу 38400 кг. Сколько это пудов? (Ответ: 2400 пудов.)

Задача 3. Сколько гектаров занимает участок земли, имеющий форму прямоугольника, длина которого 200 м, а ширина 100 м? (Ответ: Участок занимает 2 га.)

Задача 4. Мотоциклист за два дня проехал путь 840 км. Во второй день он проехал расстояние, в 2 раза большее, чем в первый день. В первый день он был в пути 4 ч, а во второй день — 10 ч. С какой скоростью он ехал каждый день? (Ответ: 70 км/ч и 56 км/ч.)

Задача 5. Вычислите объём аквариума, высота которого 6 дм, длина 12 дм, ширина 7 дм. Какова масса воды в аквариуме, если 1 дм3 воды имеет массу 1 кг? (Ответ: объём аквариума 504 дм3; масса воды в аквариуме — 504 кг.)

Задача 6. Дети принесли из лесу 280 грибов. 1/4 этого количества грибов были белые, 1/5 — подосиновики, 1/8 — грузди, а остальные — маслята. Сколько маслят собрали дети? (Ответ: Дети собрали 119 маслят.)

Учитель:

— Ну вот, мы помогли освободиться всем числам, они заняли свои места на циферблате и успокоились. А хитрое число “12” принесло для стрелок угощение со стола, но вручить его им пообещало, только если они сумеют решить два задания.

8. Стрелки тоже готовы выполнить решения

Задание 1. В первый день в хозяйстве остригли 96 овец, во второй день — в 3 раза больше, чем в первый день. С каждых 6 овец в среднем получали по 9 кг шерсти.

Сколько всего килограммов шерсти настригли? (Ответ: Всего настригли 576 кг шерсти.)

Задание 2. Составьте по таблице задачу, решите её.

Характеристика домов

Число домов

Число квартир в 1 доме

Всего квартир

Маленькие дома

5 д.

?

340 кв.

Большие дома

3 д.

100 кв.

Строители для посёлка городского типа построили 3 больших дома и 5 маленьких домов. Всего в этих домах 340 квартир. В больших домах — по 100 квартир в каждом доме. Сколько квартир в каждом маленьком доме?

(Ответ: В маленьких домах по 8 квартир.)

Учитель:

— Ну вот теперь все на своих местах — и числа, и стрелки. Время пошло. А мы с вами подведём итоги урока.

9. Подведение итогов урока

Учитель:

— Что вам понравилось в уроке?

— Что особенно запомнилось?

— Что мы повторили на уроке?

10. Домашнее задание

Нарисуйте красивые волшебные часы.

Составьте примеры на умножение и деление с числами от 1 до 12.






Для любых предложений по сайту: [email protected]