Пробуждение весеннего леса

Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

Пробуждение весеннего леса

Урок-путешествие

Решение примеров и задач. Счет в пределах 20

1-й класс

Цели урока:

Учебные:

• Закрепить навыки решения примеров на сложение и вычитание в пределах 20.

• Закрепить навыки решения составных задач.

• Помочь детям в решении нестандартных задач на сообразительность.

Развивающие:

• Развивать стремление к математическим поискам на уроке.

• Развивать математическое мышление.

• Активизировать мыслительную деятельность на уроке.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предмету математики.

• Воспитывать усидчивость.

• Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

• Куклы или картинки: гномик в красном колпачке, гномик в чёрном колпачке.

• Конверт с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Будем мы решать задачи.

Игры, шутки — всё для вас.

Я желаю вам удачи!

За работу, в добрый час!

2. Знакомство с темой и целями урока

Учитель:

— Наступила весна, пробуждается природа, возвращается жизнь в своём бурном потоке.

В весеннем лесу начинают свою активную жизнь и сказочные существа — гномики. Сколько гномиков живёт в лесу? Один, два, три... или больше? Никто не знает. Но что они есть, все в этом уверены. Как они там живут? Чем занимаются? Как проводят досуг? Не знаю.

Они тоже, как и мы, ждут весну и радуются её приходу, в этом нет никакого сомнения. Потому что не любить такое прекрасное время нельзя. Хотя... и среди гномиков встречаются не очень доброжелательные.

Вот сегодня мы и отправимся в гости к гномикам, но с собой возьмём ручки и тетради. Гномики — великие математики. Поэтому они любят детей, которые хорошо считают и решают.

3. Подготовка к путешествию: устный счёт

Учитель:

— Чтобы нам чувствовать себя уверенно при встрече с гномиками, давайте-ка сделаем маленькую разминку и убедимся в своих силах.

(Ответы математического диктанта записывать в тетрадь.)

• Увеличьте 17 на 3.

• Сколько раз повторяется число 5 в числе 20?

• Назовите половину числа 14.

• Если одна сторона квадрата равна 4 см, то чему равна сумма длин сторон этого квадрата?

• Сумму чисел 7 и 8 уменьшите на 3.

• Сколько лапок у трёх маленьких котят?

• Половину числа 20 уменьшите на 2.

• На сколько число 4 меньше суммы чисел 6 и 7?

(Проверка ответов.)

4. Вслед за гномиком

Учитель:

— Пора в лес к гномикам. Эти хитроумные и забавные маленькие человечки готовы с нами пообщаться. До леса далеко. Отгадайте, на чём мы будем добираться?

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

— Сели все в автобус и поехали. До леса всего 13 км. Мы уже проехали 5 км. Сколько километров нам осталось ещё ехать?

(Устное решение задачи.)

— А в это время в лесу...

Весеннее утро с зари начинается,

В уютном домике гномик просыпается.

Красный колпачок свой надевает,

Быстрый взгляд на землю бросает.

“Пора будить весеннюю природу,

Выпускать из ледяного плена воду.

Надо помогать цветам быстрей родиться

И простым букашкам появиться”.

— Прикоснулся гномик к замёрзшим ручейкам, и побежали они по ожившему лесу. Это он для нас приготовил задачу.

Задача. На одной полянке гномик оживил 3 ручейка, на другой — 2 ручейка, а на третьей полянке — столько ручейков, сколько на первой и второй вместе. Сколько ручейков побежало по третьей полянке? Сколько всего ручейков освободил гномик ото льда на всех трёх полянках?

(Дети решают задачу и записывают решение в тетрадь.)

Учитель:

Поглядел на него гном-сосед,

Захлопнул дверь и принялся за обед.

“Зачем нам нужна слякоть эта?

Можно утонуть в лужице где-то.

Лучше в домике сидеть и мечтать

Да тёплых летних дней поджидать.

А может, лучше кроссворд порешать?”

— Поможем гномику решить математический кроссворд?

• Как называется предмет в школе, который на М начинается и на А заканчивается?

• Как называется число, полученное в результате вычитания?

• Как называется прямая линия, ограниченная с двух сторон вертикальными чёрточками?

• Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны?

• Как называется результат сложения двух слагаемых?

• Как называется число, из которого вычитают?

Учитель:

— Пока один гномик дома отдыхает, другой...

Наш гномик важно по лесу шагает,

Вешние снега как огнём разжигает.

В руке его горит яркий фонарик,

Словно огромный воздушный шарик.

Кусты и деревья он быстро обходит,

Робкие подснежники под землёй находит.

Палочкой о бугорок тихонько постучал,

А затем прислушался и ласково сказал:

“Милые подснежники, на свет выходите

И своим чудесным видом душу веселите”.

— Разбудил гномик голубые и белые цветы подснежников.

Задача. Полянка покрылась подснежниками. Белых подснежников распустилось 7 штук, а голубых — на 3 подснежника больше. Сколько голубых подснежников распустилось? Сколько всего подснежников распустилось на полянке?

(Дети решают задачу.)

Учитель:

Стукнул палочкой гномик по проталинке,

Появился на свет цветочек маленький.

Гном на него своим теплом дохнул —

Сразу цветок лепестки развернул,

Голубой глазок свой робко открыл.

“О боже! Как он красив и мил!”

— Развернули лепесточки белые и голубые цветочки.

Задача. Белые цветочки развернули 8 лепесточков, а голубые — на 2 лепестка меньше, чем белые. Сколько всего лепестков развернули подснежники?

(Дети решают.)

Учитель:

Пританцовывает гномик шаловливо,

Да фонариком покачивает игриво.

Палочкой волшебною помахивает,

С бугорка на бугорок перескакивает.

На вершину кустика подпрыгивает

И с весенним лучиком заигрывает.

Учитель:

— Пока гномик играет, мы немного отдохнём и сделаем зарядку.

5. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети хлопают 5 раз.

Будем мы в лесу гулять.

Шагают.

Бабочка игриво пролетела,

Руки в стороны, имитируют полёт бабочки.

Нас только крылышком задела.

Листики берёзки

Нежно покружились

Кружатся.

И на узкую тропинку

Тихо опустились.

Приседают.

6. Продолжаем путешествовать по лесу

Учитель:

— Играя, гномик передал вот этот конверт. А в конверте интересные задания. (Открывает конверт и читает.)

Задания в конверте:

• Написан ряд чисел: 18, 4, 5, 16, 20, 7, 9. Составьте два примера на вычитание, в которых значение разности равно 2.

(Дети выполняют задание в тетради, составляя и записывая примеры.)

• Дан ряд чисел: 12, 3, 15, 19, 7, 18, 11. Быстро расположите числа в порядке уменьшения.

• Даны примеры с ответами:

Запишите примеры в тетради, исправляя ошибки.

Учитель:

Повстречался гному зайчик беленький:

“Ой, пора зайчонка сделать сереньким!”

Палочкой волшебною как взмахнул,

Шубку белую с зайчонка вмиг стянул.

Ещё один раз к зайцу прикоснулся,

В серую шубку заяц завернулся.

“Вот теперь у нас порядок!

Так давно бы сделать надо!”

— Заяц, довольный, побежал, а нам оставил задание на проталине: квадрат с числами внутри.

— Заяц утверждал, что это — “магический” квадрат. Докажите это.

(Дети выполняют устную работу.)

Учитель:

Гномик дальше по лесу бежит,

К муравейнику лесному он спешит.

“А вы, муравьишки, пока поспите!

Подождите ещё, не выходите!”

— Рядом с муравейником, на проталине, начертил гномик примеры. А гном-сосед, в чёрной шапочке, проковылял следом и отдельные знаки в примерах стёр.

Волшебной палочкой наш гномик мог бы всё восстановить, да у него много другой работы.

Давайте поможем и всё исправим.

(Дети решают.)

Учитель:

Гномик в красной шапочке думает:

“Надо бы медведя разбудить,

Да совсем не знаю, как с ним быть:

Слишком он большой и неуклюжий,

Сразу перемажется ведь в лужах.

Пусть поспит ещё пока, отлежит себе бока.

Я до срока погожу, надо будет — разбужу!”

— Это хорошо, что гномик не разбудил медведей. В лесу три берлоги, и в каждой — медведица с двумя медвежатами. И все бы они сейчас бродили по лесу.

Сколько всего медведей выйдут в скором времени из своих берлог?

(Дети решают.)

7. В гостях у гномика

Учитель:

Как порядок в лесу наш гномик навёл,

Восхищённо посмотрел и в домик ушёл.

С фонарём в руке под травкой

Возле маленькой канавки

Гном местечко осветил

И нас в гости пригласил.

— А после доброго ужина гном предложил детям интересные задания на сообразительность.

Гномик:

— Я задумал число. Если его увеличить в 2 раза, то получится 16. Какое число я задумал?

— Я заготовил на зиму 18 грибов, а сосед-гном, ленивец, — на 7 грибов меньше меня. Сколько грибов заготовил на зиму мой сосед-гном?

— Два зайца пробегали мимо моего домика. Первый заяц между двумя берёзками сделал 4 прыжка, а второй заяц этот же путь одолел 2 прыжками. У кого из них прыжок длиннее?

— Наступил февраль. Сначала зацвели 3 яблони, а через неделю зацвели 5 вишен. Сколько всего деревьев зацвело? (Ни одно: деревья в феврале не цветут.)

— Лисёнок весит 15 кг. Сколько он будет весить, если будет стоять на 3 лапках, а одну подожмет? (Вес останется тот же самый.)

— Дед да баба, внучка да Жучка, собака да кошка да мышка-норушка тянули репку. Сколько всего глаз смотрело на репку? (Всего 14 глаз.)

— Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

Учитель:

— Как вы думаете, кого возле озера увидел наш гномик?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса.)

— Лиса наловила карасей и окуней, всего 9 штук. Окуней она положила в ведро, не сосчитав их, и начала думать.

Лиса:

— Всего я наловила 9 рыб. Это сумма. Возле бедра лежит 4 рыбы. Значит, одно слагаемое известно. Как же найти второе слагаемое?

Учитель:

— Гном усмехнулся её недогадливости и ушёл. А вы, ребята, можете посчитать, сколько рыб в ведре у лисы?

(Ответы детей.)

Учитель:

— Интересная встреча была у нас с гномиком в красном колпачке. Он любит считать, но сосед его, гномик в чёрном колпачке, совсем не интересуется математикой. Поэтому гномик в красном колпачке очень рад был нашему приходу и приглашает ещё к себе в гости.

В бору под пышной ёлкой

У лесного домика

Ты всегда увидеть можешь

Маленького гномика.

Красный острый колпачок

Носит гномик набочок.

Тёплые ботинки

Прямо как с картинки.

Гном всех в гости приглашает:

Вместе с вами поиграет,

Все примеры посчитает

И задачи порешает.

8. Подведение итогов урока

Учитель:

— Что вам понравилось на уроке?

— Чем запомнился урок?

— Хотели бы вы ещё побывать в гостях у гномика?

9. Домашнее задание

Нарисуйте гномика. Попробуйте составить “магический” квадрат.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Гуляя по лесу, гномик увидел три маленьких домика, в них жили зайчата. В первом домике — 3 зайчика, во втором домике — 2 зайчика. Сколько зайчиков было в третьем домике, если всего в трёх домах жили 9 зайцев?

2. На лесной полянке играли в “горелки” 4 белки и 3 зайчика. Вскоре 1 белка и 2 зайчика убегали домой. Сколько всего зверей осталось играть на лесной полянке?

3. Гномик построил на земле большой треугольник, на каждую сторону которого пошло по 2 палочки. Потом передумал и сделал из него маленький треугольник. Сколько палочек пошло на маленький треугольник? Сколько палочек у него осталось?

4. Лисёнок и бельчонок на полянке катали цветные шарики. У лисёнка было 5 красных шаров, а у бельчонка — 3 зелёных шарика. Как сделать, чтобы у них было шариков поровну?

5. Один гномик построил башню из 9 кубиков, а другой — из 13 таких же кубиков. У кого выше башня и на сколько кубиков выше?

Как сделать, чтобы башни у гномиков были одинаковой высоты?






Для любых предложений по сайту: [email protected]