Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год
Пробуждение весеннего леса
Урок-путешествие
Решение примеров и задач. Счет в пределах 20
1-й класс
Цели урока:
Учебные:
• Закрепить навыки решения примеров на сложение и вычитание в пределах 20.
• Закрепить навыки решения составных задач.
• Помочь детям в решении нестандартных задач на сообразительность.
Развивающие:
• Развивать стремление к математическим поискам на уроке.
• Развивать математическое мышление.
• Активизировать мыслительную деятельность на уроке.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к предмету математики.
• Воспитывать усидчивость.
• Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
• Куклы или картинки: гномик в красном колпачке, гномик в чёрном колпачке.
• Конверт с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.
Будем мы решать задачи.
Игры, шутки — всё для вас.
Я желаю вам удачи!
За работу, в добрый час!
2. Знакомство с темой и целями урока
Учитель:
— Наступила весна, пробуждается природа, возвращается жизнь в своём бурном потоке.
В весеннем лесу начинают свою активную жизнь и сказочные существа — гномики. Сколько гномиков живёт в лесу? Один, два, три... или больше? Никто не знает. Но что они есть, все в этом уверены. Как они там живут? Чем занимаются? Как проводят досуг? Не знаю.
Они тоже, как и мы, ждут весну и радуются её приходу, в этом нет никакого сомнения. Потому что не любить такое прекрасное время нельзя. Хотя... и среди гномиков встречаются не очень доброжелательные.
Вот сегодня мы и отправимся в гости к гномикам, но с собой возьмём ручки и тетради. Гномики — великие математики. Поэтому они любят детей, которые хорошо считают и решают.
3. Подготовка к путешествию: устный счёт
Учитель:
— Чтобы нам чувствовать себя уверенно при встрече с гномиками, давайте-ка сделаем маленькую разминку и убедимся в своих силах.
(Ответы математического диктанта записывать в тетрадь.)
• Увеличьте 17 на 3.
• Сколько раз повторяется число 5 в числе 20?
• Назовите половину числа 14.
• Если одна сторона квадрата равна 4 см, то чему равна сумма длин сторон этого квадрата?
• Сумму чисел 7 и 8 уменьшите на 3.
• Сколько лапок у трёх маленьких котят?
• Половину числа 20 уменьшите на 2.
• На сколько число 4 меньше суммы чисел 6 и 7?
(Проверка ответов.)
4. Вслед за гномиком
Учитель:
— Пора в лес к гномикам. Эти хитроумные и забавные маленькие человечки готовы с нами пообщаться. До леса далеко. Отгадайте, на чём мы будем добираться?
Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
— Сели все в автобус и поехали. До леса всего 13 км. Мы уже проехали 5 км. Сколько километров нам осталось ещё ехать?
(Устное решение задачи.)
— А в это время в лесу...
Весеннее утро с зари начинается,
В уютном домике гномик просыпается.
Красный колпачок свой надевает,
Быстрый взгляд на землю бросает.
“Пора будить весеннюю природу,
Выпускать из ледяного плена воду.
Надо помогать цветам быстрей родиться
И простым букашкам появиться”.
— Прикоснулся гномик к замёрзшим ручейкам, и побежали они по ожившему лесу. Это он для нас приготовил задачу.
Задача. На одной полянке гномик оживил 3 ручейка, на другой — 2 ручейка, а на третьей полянке — столько ручейков, сколько на первой и второй вместе. Сколько ручейков побежало по третьей полянке? Сколько всего ручейков освободил гномик ото льда на всех трёх полянках?
(Дети решают задачу и записывают решение в тетрадь.)
Учитель:
Поглядел на него гном-сосед,
Захлопнул дверь и принялся за обед.
“Зачем нам нужна слякоть эта?
Можно утонуть в лужице где-то.
Лучше в домике сидеть и мечтать
Да тёплых летних дней поджидать.
А может, лучше кроссворд порешать?”
— Поможем гномику решить математический кроссворд?
• Как называется предмет в школе, который на М начинается и на А заканчивается?
• Как называется число, полученное в результате вычитания?
• Как называется прямая линия, ограниченная с двух сторон вертикальными чёрточками?
• Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны?
• Как называется результат сложения двух слагаемых?
• Как называется число, из которого вычитают?
Учитель:
— Пока один гномик дома отдыхает, другой...
Наш гномик важно по лесу шагает,
Вешние снега как огнём разжигает.
В руке его горит яркий фонарик,
Словно огромный воздушный шарик.
Кусты и деревья он быстро обходит,
Робкие подснежники под землёй находит.
Палочкой о бугорок тихонько постучал,
А затем прислушался и ласково сказал:
“Милые подснежники, на свет выходите
И своим чудесным видом душу веселите”.
— Разбудил гномик голубые и белые цветы подснежников.
Задача. Полянка покрылась подснежниками. Белых подснежников распустилось 7 штук, а голубых — на 3 подснежника больше. Сколько голубых подснежников распустилось? Сколько всего подснежников распустилось на полянке?
(Дети решают задачу.)
Учитель:
Стукнул палочкой гномик по проталинке,
Появился на свет цветочек маленький.
Гном на него своим теплом дохнул —
Сразу цветок лепестки развернул,
Голубой глазок свой робко открыл.
“О боже! Как он красив и мил!”
— Развернули лепесточки белые и голубые цветочки.
Задача. Белые цветочки развернули 8 лепесточков, а голубые — на 2 лепестка меньше, чем белые. Сколько всего лепестков развернули подснежники?
(Дети решают.)
Учитель:
Пританцовывает гномик шаловливо,
Да фонариком покачивает игриво.
Палочкой волшебною помахивает,
С бугорка на бугорок перескакивает.
На вершину кустика подпрыгивает
И с весенним лучиком заигрывает.
Учитель:
— Пока гномик играет, мы немного отдохнём и сделаем зарядку.
5. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять, |
Дети хлопают 5 раз. |
Будем мы в лесу гулять. |
Шагают. |
Бабочка игриво пролетела, |
Руки в стороны, имитируют полёт бабочки. |
Нас только крылышком задела. Листики берёзки Нежно покружились |
Кружатся. |
И на узкую тропинку Тихо опустились. |
Приседают. |
6. Продолжаем путешествовать по лесу
Учитель:
— Играя, гномик передал вот этот конверт. А в конверте интересные задания. (Открывает конверт и читает.)
Задания в конверте:
• Написан ряд чисел: 18, 4, 5, 16, 20, 7, 9. Составьте два примера на вычитание, в которых значение разности равно 2.
(Дети выполняют задание в тетради, составляя и записывая примеры.)
• Дан ряд чисел: 12, 3, 15, 19, 7, 18, 11. Быстро расположите числа в порядке уменьшения.
• Даны примеры с ответами:
Запишите примеры в тетради, исправляя ошибки.
Учитель:
Повстречался гному зайчик беленький:
“Ой, пора зайчонка сделать сереньким!”
Палочкой волшебною как взмахнул,
Шубку белую с зайчонка вмиг стянул.
Ещё один раз к зайцу прикоснулся,
В серую шубку заяц завернулся.
“Вот теперь у нас порядок!
Так давно бы сделать надо!”
— Заяц, довольный, побежал, а нам оставил задание на проталине: квадрат с числами внутри.
— Заяц утверждал, что это — “магический” квадрат. Докажите это.
(Дети выполняют устную работу.)
Учитель:
Гномик дальше по лесу бежит,
К муравейнику лесному он спешит.
“А вы, муравьишки, пока поспите!
Подождите ещё, не выходите!”
— Рядом с муравейником, на проталине, начертил гномик примеры. А гном-сосед, в чёрной шапочке, проковылял следом и отдельные знаки в примерах стёр.
Волшебной палочкой наш гномик мог бы всё восстановить, да у него много другой работы.
Давайте поможем и всё исправим.
(Дети решают.)
Учитель:
Гномик в красной шапочке думает:
“Надо бы медведя разбудить,
Да совсем не знаю, как с ним быть:
Слишком он большой и неуклюжий,
Сразу перемажется ведь в лужах.
Пусть поспит ещё пока, отлежит себе бока.
Я до срока погожу, надо будет — разбужу!”
— Это хорошо, что гномик не разбудил медведей. В лесу три берлоги, и в каждой — медведица с двумя медвежатами. И все бы они сейчас бродили по лесу.
Сколько всего медведей выйдут в скором времени из своих берлог?
(Дети решают.)
7. В гостях у гномика
Учитель:
Как порядок в лесу наш гномик навёл,
Восхищённо посмотрел и в домик ушёл.
С фонарём в руке под травкой
Возле маленькой канавки
Гном местечко осветил
И нас в гости пригласил.
— А после доброго ужина гном предложил детям интересные задания на сообразительность.
Гномик:
— Я задумал число. Если его увеличить в 2 раза, то получится 16. Какое число я задумал?
— Я заготовил на зиму 18 грибов, а сосед-гном, ленивец, — на 7 грибов меньше меня. Сколько грибов заготовил на зиму мой сосед-гном?
— Два зайца пробегали мимо моего домика. Первый заяц между двумя берёзками сделал 4 прыжка, а второй заяц этот же путь одолел 2 прыжками. У кого из них прыжок длиннее?
— Наступил февраль. Сначала зацвели 3 яблони, а через неделю зацвели 5 вишен. Сколько всего деревьев зацвело? (Ни одно: деревья в феврале не цветут.)
— Лисёнок весит 15 кг. Сколько он будет весить, если будет стоять на 3 лапках, а одну подожмет? (Вес останется тот же самый.)
— Дед да баба, внучка да Жучка, собака да кошка да мышка-норушка тянули репку. Сколько всего глаз смотрело на репку? (Всего 14 глаз.)
— Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
Учитель:
— Как вы думаете, кого возле озера увидел наш гномик?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (Лиса.)
— Лиса наловила карасей и окуней, всего 9 штук. Окуней она положила в ведро, не сосчитав их, и начала думать.
Лиса:
— Всего я наловила 9 рыб. Это сумма. Возле бедра лежит 4 рыбы. Значит, одно слагаемое известно. Как же найти второе слагаемое?
Учитель:
— Гном усмехнулся её недогадливости и ушёл. А вы, ребята, можете посчитать, сколько рыб в ведре у лисы?
(Ответы детей.)
Учитель:
— Интересная встреча была у нас с гномиком в красном колпачке. Он любит считать, но сосед его, гномик в чёрном колпачке, совсем не интересуется математикой. Поэтому гномик в красном колпачке очень рад был нашему приходу и приглашает ещё к себе в гости.
В бору под пышной ёлкой
У лесного домика
Ты всегда увидеть можешь
Маленького гномика.
Красный острый колпачок
Носит гномик набочок.
Тёплые ботинки
Прямо как с картинки.
Гном всех в гости приглашает:
Вместе с вами поиграет,
Все примеры посчитает
И задачи порешает.
8. Подведение итогов урока
Учитель:
— Что вам понравилось на уроке?
— Чем запомнился урок?
— Хотели бы вы ещё побывать в гостях у гномика?
9. Домашнее задание
Нарисуйте гномика. Попробуйте составить “магический” квадрат.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Гуляя по лесу, гномик увидел три маленьких домика, в них жили зайчата. В первом домике — 3 зайчика, во втором домике — 2 зайчика. Сколько зайчиков было в третьем домике, если всего в трёх домах жили 9 зайцев?
2. На лесной полянке играли в “горелки” 4 белки и 3 зайчика. Вскоре 1 белка и 2 зайчика убегали домой. Сколько всего зверей осталось играть на лесной полянке?
3. Гномик построил на земле большой треугольник, на каждую сторону которого пошло по 2 палочки. Потом передумал и сделал из него маленький треугольник. Сколько палочек пошло на маленький треугольник? Сколько палочек у него осталось?
4. Лисёнок и бельчонок на полянке катали цветные шарики. У лисёнка было 5 красных шаров, а у бельчонка — 3 зелёных шарика. Как сделать, чтобы у них было шариков поровну?
5. Один гномик построил башню из 9 кубиков, а другой — из 13 таких же кубиков. У кого выше башня и на сколько кубиков выше?
Как сделать, чтобы башни у гномиков были одинаковой высоты?