Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год
Волшебный мир природы
Интегрированный урок-путешествие
Окружающий мир, математика
1-й класс
Цели урока:
Учебные:
• Закрепить знания по окружающему миру о природе леса.
• Закрепить основные навыки счёта.
Развивающие:
• Развивать внимание и активность на уроке.
• Развивать речь учащихся.
• Активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать интерес к математике.
• Воспитывать чувство взаимодействия человека и природы.
Оборудование:
• Интерактивная доска или иллюстрации пейзажей природы.
• Индивидуальные карточки.
• Ковёр-самолёт — иллюстрация или слайд.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.
Природа — наше удивленье,
Неописуемый восторг и восхищенье.
Возле школы весело кружилась,
С математикой навек она сдружилась.
2. Объявление темы урока
Учитель:
— Сегодня у нас необычный урок, потому что тема нашего урока: “Математическое путешествие в волшебный мир живой природы”. Прежде чем начать урок, давайте вспомним: что такое природа?
(Природа — это окружающий нас и воспринимаемый нами внешний мир.)
— На какие две группы делим мы природу?
(Природа живая и неживая.)
— Приведите примеры живой природы.
(Ответы детей: растения, животные, человек.) — Приведите примеры неживой природы.
(Неживая природа: небо, солнце, камни, металлы, вода и т. д.)
— В чём отличие живой природы от неживой?
(Для живой природы характерно: рождение, рост, развитие, размножение, смерть. Неживая природа не обладает перечисленными качествами живой природы.)
Учитель:
— Природа полна тайн, загадок, неописуемой красоты и величия. Мы ещё только начинаем с ней знакомиться. Она привлекает нас своим разнообразием, красотой форм и красок, какой-то таинственностью, она зачаровывает нас и зовёт к себе в гости.
Итак, как вы думаете, куда мы с вами отправимся сегодня путешествовать? {Конечно, в мир природы.)
— Если природа волшебная, то и путешествовать мы будем на необычном транспортном средстве. Как вы думаете, какое средство для передвижения мы можем избрать?
(Ответы детей.)
— На каком волшебном средстве перемещался по воздуху Иван-царевич с Василисой Прекрасной?
(На ковре-самолёте.)
— Вот бы и нам полетать на таком ковре-самолёте! Хотите?
— Но как же мы можем добыть ковёр-самолёт? Наверное, нам придётся немало потрудиться для этого! Иван-царевич может предоставить нам ковёр, если он убедится, что вы хорошо считаете, потому что математика чудесным образом проникла в мир природы.
Он предложил нам три задания. И на этот ковёр-самолёт сядут те, кто выполнит все предложенные им задания, ответит на математические вопросы.
3. Задания Ивана-царевича
Задание 1 (устное):
• Найдите значение суммы чисел 10 + 2 + 30.
• Сколько раз по 2 содержится в 20?
• Сколько нужно отнять от 72, чтобы осталось 62?
• Сколько надо прибавить к 15, чтобы получилось 30?
• Сколько раз по 25 содержится в 100?
• От суммы чисел 20 и 12 отнимите число 2.
• Разность чисел 70 и 50 увеличьте на 1.
• Сколько раз по 20 содержится в 100?
• Разложите 20 на два одинаковых слагаемых.
• Найдите половину числа 50.
Задание 2 (устное):
• Как называются числа при сложении?
• Как изменится значение суммы, если одно из слагаемых увеличим на 5 единиц?
• Как найти неизвестное уменьшаемое?
Задание 3 (устное):
• Сколько сорвали яблок, если 23 детям детского сада дали по 1 яблоку и 14 яблок осталось в корзине?
(Появляется ковёр-самолёт.)
4. Ковёр-самолёт (экран)
Учитель:
— Ковёр-самолёт приземлился на опушке леса. Но перед ним оказался волшебный камень, на котором написано: “Ковёр-самолёт поднимется в воздух, когда будут решены все математические действия”.
1-й вариант |
2-й вариант |
||
30 + 12 |
27 + 43 |
40 + 12 |
37 + 23 |
30 - 12 |
59 - 34 |
40 - 12 |
79 - 24 |
64 + 6 |
63 - 12 |
74 + 6 |
83 - 12 |
92 - 3 |
27 + 33 |
82-3 |
37 + 43 |
Учитель:
— Примеры решены, ковёр-самолёт принимает нас. Усаживайтесь поудобнее. Давайте скажем: “Ковёр-самолёт, возьми нас в полёт!” Наш ковёр летит быстро, только ветер свистит в ушах.
(На экране ковёр-самолёт.)
Учитель:
— А вот и чудесный волшебный лес. Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес!
Удивительный мир природы! Он встречает нас морем звуков, шумов, запахов, загадок и тайн... Заставляет задуматься, прислушаться, присмотреться. Лес... Как много вобрали в себя эти три буквы. Леса — настоящие лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему земному.
Живая природа раскрывает перед нами свои чудесные страницы.
5. Страница 1 “Лесные красавицы”
Учитель:
Лес — это прежде всего деревья. Берёзы и ели, дубы и сосны, осины и лиственницы. Они настолько красивы, что не заметить этой красоты просто невозможно. Каждое дерево достойно восхищения.
Рассказ ученика (экран):
Ёлочка
Ель знакома нам с детства. Без нарядной ёлки и праздника нет. Круглый год ель зелёная. А почему она зелёная? Да потому что листок-иголка живёт 2-3 года, а опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, другие растут.
Ель любят птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живёт ель до 1200 лет.
Учитель:
— К каким породам деревьев относится ель?
(К хвойным породам.)
— Назовите ещё породы хвойных деревьев.
(Сосна, пихта, лиственница...)
Рассказ ученика (экран):
Берёза
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен и стихов сложено о ней! Берёза — одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол берёзы даже в жаркий день остаётся холодным. До 40 литров берёзового сока даёт одно дерево в период распускания почек. Из берёзы делают мебель, фанеру. А берёста — кора берёзы — готовая природная бумага.
Учитель:
— Как вы думаете, к каким породам деревьев относится берёза? (К лиственным породам.)
— Назовите пять-шесть пород лиственных деревьев. (Дуб, осина, тополь, ольха, клён, ива...)
— Как вы думаете, у какого дерева осенью листва желтеет первая? (У берёзы.)
Учитель:
— Представьте себе, что наступила осень, сердитый ветер дохнул холодом — и полетели с берёзки жёлтые листья — один, другой, третий... Кто их сосчитает? А может быть, мы попробуем?
Задача. С 2 веток упало по 5 листиков, а с 3 веток — по 3 листика. Сколько всего листиков упало с берёзки?
(Решение задачи в тетради.)
Учитель:
— Вокруг берёзы девушки водили хороводы, да берёзки и сами в сказках любят водить хоровод.
Задача. На одной поляне стоят в кружок 8 берёз, а на другой на 1 берёзку больше. Сколько берёзок водят хороводы на двух полянках?
(Составление выражения в тетради.)
Учитель:
— Волшебный лес потихоньку открывает нам свои красоты. Вот за деревьями раскинулась живописная полянка.
Какие чудесные ароматы здесь!
Какое разнообразие красок!
Здесь ландыши и колокольчики, одуванчики и ромашки, клевер и васильки, мак и гвоздики. Природа поистине фантазёрка и волшебница!
6. Страница 2 “Полянка цветов” (экран)
Учитель:
— Посмотрите, ребята, какое море цветов! Наверное, где-то здесь прячется и цветик-самоцветик, который может выполнить все ваши желания. Но найти его трудно. Он растворился в каждом цветке волшебными капельками. И откроется тому, кто будет лелеять, беречь и охранять цветы.
Учитель:
— Этот цветок говорит сам о себе:
1-й ученик (экран):
— Я зацветаю в мае,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ландыш.)
2-й ученик:
— Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким цветком и занесён в Красную книгу.
Учитель:
— Отгадайте мою загадку:
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик.)
Учитель:
— Послушаем, что говорит о себе одуванчик.
1-й ученик (экран):
Одуванчик
А я не жалуюсь, расту везде, где упадут на парашютиках мои семена. Корень у меня длинный, крепкий. А вот листья хрупкие.
Учитель:
— Посмотрите, ребята, одни одуванчики стоят жёлтенькие, а другие — как воздушные шарики. Что такое с ними происходит?
(Ответы детей.)
(Белый шар — это семена одуванчиков — парашютики, которые разлетаются при дуновении ветра и, упав на землю, дают жизнь новым жёлтым цветочкам.)
Давайте попробуем посчитать эти цветы.
Задача. На полянке росло 57 одуванчиков. Утром облетели 10 цветков и вечером 7. Сколько воздушных одуванчиков осталось на полянке?
Учитель:
— Но вдруг обиделся цветок мать-и-мачехи: “Чем я хуже одуванчика, что обо мне ни слова не сказали? Посмотрите, какой я красивый!” Сейчас и о тебе расскажут дети, прекрасный цветок!
2-й ученик (экран):
Мать-и-мачеха
Ой, одуванчик, цвести бы мне столько, сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, а иногда срывают меня, очень обижая этим. Остановитесь на мгновение, посмотрите, как красиво вокруг! Не рвите цветы! Мы хотим жить! Лучше рисуйте нас в альбомах!
Учитель:
— Ну что ж, попробуем нарисовать ландыш, одуванчик и мать-и-мачеху.
(Трое учеников рисуют цветы, а остальные решают задачу.)
Задача. Дети нарисовали 5 одуванчиков, а ландышей на 3 цветка меньше. Сколько всего цветов нарисовали дети?
Учитель:
— Дети, а вы знаете, какие весенние цветы второй раз цветут осенью?
(Одуванчики.)
Учитель:
— Говорят, что в лесу под деревьями живут маленькие гномики. Как вы думаете, что из живой природы они нам напоминают? (Грибочки.)
А может, гномики только принимают форму грибочков? Ведь к растениям их не относят, к животным — тем более. Это особый мир природы.
Когда вы будете в лесу, присмотритесь внимательно к грибочкам: может, под шляпкой есть хитренькие глазки гномиков?
7. Страница 3 “Грибы” (экран)
Учитель:
— Ребята, отгадайте загадку:
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
Учитель:
— Ну чем не гномик, правда? Живёт он в своём подземном белоснежном дворце. Прямо хозяин подземного царства! И только изредка выглядывает наверх, накрывшись разноцветной шапочкой, чтобы посмотреть за порядком в лесу.
Но часто он прячется под ворохом листьев, наверное, боится, чтобы человек не уничтожил его подземный дворец — грибницу. Плохо придётся тогда грибам!
— Грибы — это живая или неживая природа?
— Почему?
— Можем ли мы назвать их растениями? (Нет, потому что у них нет ни корня, ни веток, ни листьев, ни стеблей.)
— Можем ли мы отнести их к миру животных?
— К миру животных мы их не можем отнести и к миру растений тоже. Это особый мир природы. (На экране схема, на которой демонстрируется неживая и живая природа.)
Учитель:
— Мы очень любим грибы, и особенно интересно их собирать. В нашем волшебном лесу их много, но они все прячутся под листочками.
У грибов корней нет, а что же у них скрывается под землёй? (Грибница.)
Запомните: если повредить грибницу, то на этом месте гриб не вырастет. Надо срезать гриб аккуратно ножичком, чтобы не повредить грибницу.
Вот незаметно отвёл нас волшебник гриб боровик от своего подземного царства на полянку, где растут сыроежки, и задал нам такие задачи.
8. Задачи волшебника гриба боровика
Гриб боровик:
Задача 1. Вот растут 14 сыроежек. Сумеете ли вы их разложить в две корзинки так, чтобы в одной корзинке было на 2 гриба больше, чем в другой?
(Устное решение задачи.)
Задача 2. Моя подружка белочка — любительница собирать грибы. Видите, лежит кучка грибов? Их было здесь 48 штук. В 3 дупла белочка уже положила по 7 грибов в каждое. Сколько грибов осталось на полянке?
(Решение задачи и запись в тетрадь выражения.)
Задача 3. Дети принесли домой 24 гриба, а там оказалось 4 гриба несъедобных. Сколько же они принесли съедобных грибов?
(Устное решение задачи.)
Учитель:
— Какие грибы называются несъедобными? Перечислите их. (Бледная поганка, мухомор, ложные лисички, ложные опёнки.)
Учитель:
— Среди наших грибов оказался гриб с секретом — в нём загадка.
(Демонстрация гриба, с обратной стороны которого написана загадка.)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор... (Айболит.)
Учитель:
— А кто такой Айболит? (Доктор, который лечит животных.)
— Но ведь лес, как и вся живая природа, тоже может болеть. Кто же лечит лес? Каким образом? (Ответы детей.)
— Мы достаточно побродили по лесу, немного устали, пора отдохнуть.
9. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел заинька гулять.
Прыгнул заинька пять раз —
Удивил всех этим нас.
Раз, два, три, четыре.
Он раздвинул лапки шире.
Следом сделал три хлопка,
Головою три кивка.
Раз, два, три, четыре.
Словно мы подняли гири.
Раз, два, три, четыре, пять.
Зайка убежал опять.
10. Страница 4 “Лесные Айболиты” (экран)
Учитель:
— Лесными Айболитами называют птиц. Действительно, птицы уничтожают вредных насекомых и так сохраняют деревья от болезней.
Чижи и скворцы, грачи и кукушки, пеночки и иволги, вороны и сороки — их великое множество. А какая огромная польза лесу!
Назовите птиц — лесных Айболитов.
1-й ученик:
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись... (Дятел.)
Дятел
Дятел — это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Насекомые и личинки в коре дерева составляют пищу дятла. Один дятел за день съедает до 750—900 короедов. Стучит дятел в лесу — значит, лес будет жить.
Учитель:
— Вычислите, ребята: утром дятел съел 45 короедов, вечером — столько же. Сколько всего короедов съел дятел?
(Устный ответ.)
— Да разве только дятел помогает лесу? Вот какой-то верхолаз (картина или экран) прицепился к ветке. Из щелей ловко вытаскивает гусениц.
1-й ученик:
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям.
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
Учитель:
— Да, это проворная синица.
2-й ученик:
— Синицы — это подвижные и ловкие птицы. Большая синица уничтожает за день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара птиц 500 раз прилетает к гнезду за день, принося до 1000 насекомых.
Учитель:
— А вот ещё одна птичка: кто она?
1-й ученик:
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится...
Ку-ку... Ку-ку...
Не спит опушка,
А птицу эту звать... (Кукушка.)
2-й ученик:
— Кукушка — одна из самых полезных птиц. Кукушка поедает таких гусениц, которых другие птицы и не едят. Кукушка за день съедает до 40 гусениц и до 50 личинок других насекомых.
Учитель:
— Кукушка за два дня съела 98 гусениц. В первый день она съела 50 гусениц, а сколько во второй день?
(Устные ответы детей.)
— Одни птицы ведут дневной образ жизни, а другие — ночной.
1-й ученик:
Ночь, как смоль, черным-черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет — станет жутко.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает... (Сова.)
2-й ученик:
— Совы ведут ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, лягушек, насекомых. У сов особый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна сова вылавливает 7-8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с ней.
Задача. За 3 дня сова съела 30 мышей. Сколько мышей она ела ежедневно?
Учитель:
— Лес — это дом для многочисленных его обитателей: на деревьях, под деревьями, в земле и в воздухе — всюду теплится жизнь.
Кроме маленьких мышей, есть в лесу и более крупные звери. Вот один из них:
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц.)
11. Страница 5 “Четвероногие обитатели леса”
Учитель:
— Существует поговорка: “Труслив как заяц”. Действительно ли заяц труслив?
(Ответы детей.) (Экран.)
1-й ученик:
— Зайцы не трусливы, а осторожны. Заяц способен дать отпор. Если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног. Но вот заяц навострил уши и бросился наутёк. От кого бы это?
2-й ученик:
— Отгадайте, кто бежит за зайцем.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, а деревне кур крадёт. (Лиса.)
Учитель:
— Как только не называют лису в сказках! То лисичка-сестричка, то плутовка, то обманщица... Но нельзя отказать ей в красоте! Ведь правда, что она — красавица?
(На экране — лиса.)
Кто из них быстрее бегает?
Заяц пробежал 50 км за то же время, что лиса прошла 15 км. На сколько километров больше пробежал заяц?
Если мы с вами быстро и правильно решим задачу, то поможем убежать зайцу от лисы.
(Краткая запись задачи:
Дети в тетрадях делают краткую запись задачи, составляют выражение и решают.)
Учитель:
— Но вот в ветвях дерева промелькнул пушистый хвост и серебристо-серая шерсть. Кто там носится так быстро?
(На экране — белка.)
1-й ученик:
— К зиме белка утеплила своё гнездо. Она его строит из веток или в дуплах деревьев. Хвост у белки служит рулём и парашютом. По деревьям она передвигается так же свободно, как и по земле.
Учитель:
— В дупле у белки были орехи. Когда она съела 6 орехов, у неё осталось ещё 50 орехов. Сколько орехов было в дупле у белки?
(Устное решение задачи.)
— Белка грызла орешки, а. скорлупки бросала вниз. Они падали на большой сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рёв. Белка испугалась и спряталась. Кого же разбудила белка?
— Почему говорят, что медведь зимой лапу сосёт?
2-й ученик:
— В феврале у медведя со ступней сходит старая грубая кожа. А молодая нежная кожа нуждается в согревании. Медведь сосёт лапу, согревая её губами и языком.
Учитель:
— День и ночь рыщут наши пушистики по лесу в поисках пищи, строят себе норы и берлоги, спасаются от врагов. Проводят жизнь в заботах и тревогах за себя и своё потомство.
Интересно, а замечают ли они красоту вокруг себя, могут ли они любоваться ею, как мы? Это остаётся загадкой.
12. Человек — заботливый хозяин природы
Учитель:
— Мы убедились, что природа разнообразна во всех её проявлениях. С одной стороны — мы видим лес — этот прекрасный терем расписной, богатый дом, полный сокровищ. С другой стороны — мы часто наблюдаем, что этому прекрасному дому постоянно человек наносит ущерб.
Чтобы добиться равновесия в природе, её надо хорошо изучать, оберегать, заботиться о сохранности этого великого волшебного таинства.
Не случайно ковёр-самолёт принёс нас сюда. Побывав здесь и увидев всю эту красоту, какой вывод мы должны сделать?
(Ответы детей.)
Мы должны стать добрыми волшебниками, приходить в этот мир с хорошими мыслями, желаниями и поступками. И растениям, и животным бывает очень нужна помощь человека. Как человек ухаживает за природой, как он её оберегает?
(Ответы детей.)
— Зимой человек может и должен подкармливать диких животных и птиц.
Задача. Лесники разложили для подкормки животных 3 кг моркови, 15 кг капусты, 1 кг соли. Сколько всего килограммов продуктов разложили лесники для подкормки животных?
(Устное решение задачи.)
— Где-то на окраине леса нас ждёт ковёр-самолёт. Пора возвращаться назад в школу. Путешествие окончено.
13. Подведение итогов урока
Учитель:
— Что вам понравилось в этом уроке?
— Чем он был интересен?
— Что нового узнали вы о жизни живой природы?
— Какой вывод для себя сделали?
14. Домашнее задание
Составьте для Ивана-царевича две задачи о лесных обитателях (растениях или животных).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Викторина
1. Какое природное явление бывает только осенью? (Листопад.)
2. Кого называют лесным доктором? (Дятел.)
3. Какая птица ныряет под воду? (Оляпка.)
4. Какого жука называют по имени месяца? (Майский.)
5. Какие птицы спят в воздухе? (Стрижи.)
6. Почему лося называют лесным великаном? (Вес 400 кг, съедает до 1700 веточек за сутки.)
7. Как стрекозы ловят добычу? (Мелких насекомых ловят на лету.)
8. Из какого дерева делают спички? (Осина.)
9. Какое дерево цветёт последним? (Липа.)
10. Какой цветок цветёт без листьев? (Мать-и- мачеха; листья появляются после цветения.)
11. Что делает медведь зимой? (Спит.)
12. Там квакают лягушки и растут камыши. Как называется это место? (Болото.)
13. Как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
14. Почему птицы улетают на юг? Что страшнее птицам: голод или холод?
15. Какие птицы в наших лесах выводят птенцов зимой? (Клесты.)
16. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк.)
17. Сколько дупел готовит белка к зиме? (8—9.)
18. Ещё не успел сойти снег, а на полянах появляются жёлтенькие цветочки с чешуйчатыми стебельками. Как называются эти цветы? (Мать- и-мачеха.)
19. Когда плачут берёзы? (Весной, когда течёт берёзовый сок.)
20. Назовите хвойные деревья и кустарники наших лесов? (Ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.)
21. Какую роль играет ива на берегу реки? (Корнями укрепляет берег.)
22. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.)
23. Какие птицы улетают на юг последними? (Водоплавающие.)
24. Как называются птицы, которые от нас не улетают на зиму? (Зимующие.)