Занимательная теория вероятности - Китайгородский А.И. 2017
Частицы, которые правят миром
Итак...
Мой гость Александр Саввич сидел в кресле, попыхивал трубкой и наблюдал за тем, как я тружусь. Я правил свою рукопись. Работа шла к концу.
— О чем речь на последних страницах?
— О структуре гена.
— Какое же отношение это имеет к теме книги?
— Я рассказал о случайностях в наследовании признаков. Надо же было показать, как это замечательное явление объясняется атомной структурой живого вещества.
— А по-моему, это задача другой книги.
— Скажи на милость, какой поборник линейности сюжета! Это тебе не детектив.
— Стройная сюжетная линия всегда считалась достоинством любого литературного произведения, — назидательно сказал Александр Саввич.
— Не знаю, где это считалось. Посмотри любой классический роман, и ты увидишь, что сюжет всегда смахивает на ветвистое дерево: есть главная линия, но имеется и множество ответвлений.
— Но если даже и так, то все боковые сюжеты должны служить одной цели.
— Ну что ж, это справедливо. Именно так старался поступать и я.
— Ничего ты не старался. Твоя тема — вероятность.
— Да нет, не совсем так. Моя тема та же, что и в моих предыдущих популярных книгах, — научный метод мышления. Пропаганда этого метода, демонстрация его силы, попытка убедить читателя, что только с помощью этого метода можно трезво оценивать и жизнь общества, и свою собственную судьбу, — в этом я вижу их задачу.
— Позволь, позволь, а название книги?
— Ты не дал мне закончить. Я же не повторяюсь в своих книгах. В этой я решил показать читателю, как работает один важнейший элемент научного мышления — вероятностный подход к событиям. Это ствол дерева. Но если кое-где я уходил в сторону от сюжетной линии, то все же оставался в рамках главной задачи — показа могущества научного метода мышления.
Мой друг молчал. Он листал рукопись, читал некоторые страницы. Я следил за выражением его лица — ведь он один из первых читателей! — стараясь поймать хоть крошечную похвалу.
— Концовка нужна! — сказал Александр Саввич.
— Нужна, — уныло согласился я. — А что писать? Повторить уже сказанное?
— Чего сомневаешься? Можно подумать, что чтение научных диссертаций не является твоей повседневной работой.
— При чем тут…
— Диссертации заканчиваются выводами. Напиши выводы. Твои коллеги будут довольны. Поймут, что хоть ты и пытаешься заняться литературой, но все же свято хранишь привычки научного деятеля.
— Гм… может, и правда попробовать.